ПРОЕКЦИЯ
3876 subscribers

Когда фриковатое альтер-эго фотографа становится его музой

2,7k full reads

Алан Шефер (Alan Schaefer) всю жизнь работал коммерческим фотографом в рекламе. Он не принимал участия в выставках, не делал книг и никак не проявлял художественных амбиций. Говорят, он неплохо играл в теннис и любил слушать джаз...

Алан родился в 1941 году, в 2008 г. — умер.

Когда, перед тем как выставить на продажу, агенты пришли описывать его дом в Окленде (штат Калифорния, США), то обнаружили коробки с упакованными в них полароидными снимками. Некоторые из них были подписаны — April Dawn Alison (Эйприл Даун Элисон). Более 9 тысяч снимков с изображением одного и того же человека — Алана Шефера, он же Эйприл Даун Элисон, — человека, переодевавшегося то в кинозвезду, то в пожилую даму, то в горничную, то в хозяйку. Множество ролей и женских архетипов. Много париков и макияжа. На протяжении тридцати лет Алан играл в Эйприл, и никто не догадывался об этом. Она существовала только за закрытыми дверями дома в Окленде. Эйприл Даун Эллисон,

 Эйприл Даун Эллисон, Без названия ©San Francisco Museum of Modern Art
Эйприл Даун Эллисон, Без названия ©San Francisco Museum of Modern Art

И вот коробки с полароидами попали в руки Эрин О’Тул, будущему редактору альбома и куратору выставки «April Dawn Alison» (2019) в Музее современного искусства в Сан — Франциско. В интервью BBC Culture она рассказывает, что ее поразило качество и количество снимков: «Они были сделаны профессиональным фотографом; с хорошим светом, прекрасными композициями, тонким пониманием цвета. Эти полароиды были сделаны художником.»

 Эйприл Даун Эллисон, Без названия ©San Francisco Museum of Modern Art
Эйприл Даун Эллисон, Без названия ©San Francisco Museum of Modern Art

Кем был этот человек?

Был ли он трансгендером?

Важно ли это сейчас?

О’Тул попыталась провести расследование, встречалась с людьми из трансгендерного сообщества, но ничего не узнала. Алан Шефер был очень скрытен и, по ее мнению, все соображения по этому поводу будут фантазией и спекуляцией.

«Когда вы делаете такие фотографии, вы подтверждаете свое чувство себя и видите себя как человека, которым вы себя считаете, или фантазируете, что вы могли бы быть кем-то другим.»

 Эйприл Даун Эллисон, Без названия ©San Francisco Museum of Modern Art
Эйприл Даун Эллисон, Без названия ©San Francisco Museum of Modern Art

Тайная жизнь Алана-Эйприл так и останется тайной, но, по словам куратора, она находит эти фотографии «бесконечно интересными».

Эрин отмечает юмор фотоснимков и некую необузданность характера автора: на некоторых из них он печален, на других смотрит жалобно, а иногда — ласково и весело, что говорит о большом эмоциональном диапазоне работ.

По словам куратора эти фотосессии не были просто развлечением и хобби. «Снимать тысячи и тысячи автопортретов просто, чтобы убить скуку в воскресенье. Так не бывает», - замечает она. Алан-Эйприл находился в постоянном диалоге с современной ему фотографией; на снимках можно увидеть альбомы Анселя Адамса или саркастические приветы Ричарду Аведону. Сравнивая творчество Алана-Эйприл с работами Синди Шерман и Ясумаса Моримуры, О’Тул приходит к выводу, что имеет дело с творчеством «плодовитого фотографа с художественным складом ума и острым пониманием истории фотографии».

 Эйприл Даун Эллисон, Без названия ©San Francisco Museum of Modern Art
Эйприл Даун Эллисон, Без названия ©San Francisco Museum of Modern Art

Накануне выставки в Музее современного искусства в Сан-Франциско перед куратором стояли этические вопросы: а хотел ли автор демонстрировать свое творчество широко, и имеет ли она право на такой поступок? Эрин показывала полароиды разным людям, в том числе и из трансгендерного сообщества, и единодушное мнение было такое: «фотографии настолько невероятны, что их просто необходимо показать.» В конце концов ее убедил прецедент Вивиан Майер — никто ведь тоже не знал, хотела ли она публикаций или нет, но в результате история фотографии обогатилась большим художником, без которого трудно представить современный ландшафт искусства

 Эйприл Даун Эллисон, Без названия ©San Francisco Museum of Modern Art
Эйприл Даун Эллисон, Без названия ©San Francisco Museum of Modern Art

Случай с архивом Алана-Эйприл ставит множество вопросов, в том числе этических. Может ли куратор, делая выбор, выстраивать собственное высказывание? Насколько это высказывание созвучно воле и личности автора? Не есть ли творчество художника лишь почва для построения концепций? Ведь как заметил один коллекционер фотографии, сегодня из любого найденного архива можно «вытащить» миллион историй, то есть повести зрителя путем интерпретаций и спекуляций. И, наконец, не предоставляет ли сама фотография такого поля для спекуляций, и в чем они заключаются?

Встреча с работами Алана-Эйприл убедительно показывает как фотографическое творчество соответствует психическому состоянию, как помогает мириться с самим собой и раздвоенностью, как дает возможность найти «якорь», нечто такое, что расширяет познание человеком самого себя.

Эйприл Даун Эллисон, Без названия ©San Francisco Museum of Modern Art
Эйприл Даун Эллисон, Без названия ©San Francisco Museum of Modern Art

Какую жизнь прожил Алан-Эйприл нам не дано узнать, но могут ли образы, созданные им, передать его энергию зрителю? Сможет ли зритель, насмотренный, умудренный различными практиками, принять эту энергию без «второго дна» и ожиданий подвоха? В этом деле уже отсутствует бенефициар, выбыл. Упрекнуть его в корысти невозможно. Есть только снимки, находящиеся в распоряжении публики.

Эйприл Даун Эллисон, Без названия ©San Francisco Museum of Modern Art
Эйприл Даун Эллисон, Без названия ©San Francisco Museum of Modern Art

Легко отпихнуть этот архив в сторону: трансгендер, аутсайдер, чудик и т.д, — в эпоху Инстаграм «все так делают». C другой стороны, желание представить — как все это происходило, как человек «устраивал себе праздники и вечеринки», под какую музыку происходил театр одного актера, — сочинить жизнь этого любителя наряжаться в женское. С третьей — это чистая картинка на тему «Другой и другие»: кто на тебя смотрит, когда никого нет.

Текст: Михаил Борисов

Редактор: Ирина Ленькова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.