Почему современные художественные ярмарки должны умереть

7 May 2019
385 full reads
4 min.
646 story viewsUnique page visitors
385 read the story to the endThat's 60% of the total page views
4 minutes — average reading time

Художественные ярмарки - это жесткий бизнес, в котором крутятся большие деньги. Часто малые и средние галереи не могут показать новых авторов без риска, а прибыль получают только крупные игроки. ПРОЕКЦИЯ знакомит вас со статьёй Джерри Зальца, известного американского критика, который обсуждает современные арт-ярмарки и предлагает новые решения проблем.

FRIEZE LONDON 2018 / Посетители смотрят на работу "Unemployment" Josh Kline. © AFP/Getty Images
FRIEZE LONDON 2018 / Посетители смотрят на работу "Unemployment" Josh Kline. © AFP/Getty Images
FRIEZE LONDON 2018 / Посетители смотрят на работу "Unemployment" Josh Kline. © AFP/Getty Images

Художественные ярмарки похожи на Америку: они сломаны и никто не знает, как их починить. Как и Америка, наибольшее преимущество получают те, кто сверху. Как и Америка, мир искусства обожает спектакли, что приводит к бесконечным художественным ярмаркам, биеннале и другим мероприятиям. При этом места, которые кажутся свободными, рискованными и инновационными, где появляется новое искусство, находятся под давлением из-за роста цен на художественные ярмарки, сокращения посещаемости, бизнеса, аренды и накладных расходов. Арт-бизнес не позволяет маленьким и средним галереям показать неизвестных или недорогих художников на арт-ярмарках, потому что они рискуют столкнуться с огромными финансовыми потерями.

Арт-ярмарка Frieze в Нью-Йорке, 2017
Арт-ярмарка Frieze в Нью-Йорке, 2017
Арт-ярмарка Frieze в Нью-Йорке, 2017

Посмотрим базовые цены на участие в арт-ярмарке Frieze в Нью-Йорке. Большой стенд стоит 125,000$. Иногда галереи тратят от 15,000 до 18,000$, чтобы установить стенд. Затраты на обслуживание на месте могут составить ещё 5000$. Предположим, местным галереям не нужно тратиться на перелеты и переезды, отели и командировочные расходы. Несмотря на это, они все равно платят около 5,000$ на упаковку и отправку работ.

Многие станут возражать: «Да, но ведь галереи получают много денег на арт-ярмарках!». Большие галереи зарабатывают почти всегда. Галереи поменьше тоже могут заработать, если затраты не будут слишком высокими или если это год будет удачным. Но чем дальше - тем меньше продажи. Когда галереи продают произведения искусства, они отдают половину или больше от конечной цены художнику. Иногда самые известные художники могут получить до 80% от конечной цены. Так что любая галерея с большим стендом на ярмарке Frieze должна рассчитывать на прибыль в размере 350,000$, чтобы окупить затраты.

Installation view of Paul Kasmin’s booth at Art Basel in Miami Beach, 2017 © Alain Almiñana for Artsy.
Installation view of Paul Kasmin’s booth at Art Basel in Miami Beach, 2017 © Alain Almiñana for Artsy.
Installation view of Paul Kasmin’s booth at Art Basel in Miami Beach, 2017 © Alain Almiñana for Artsy.

В интервью с ArtNet Хосе Фрейре (Jose Freire), один из лучших арт-дилеров за последние 22 года, говорит о «конце игры». «Деньги не могут испортить мир искусства больше, чем сейчас. За последние 10 лет я не видел новых людей на арт-ярмарке в Базеле». Говорит ли он об эстетической пустоте ярмарок или о сломанной бизнес-модели, Хосе Фрейре предполагает, что теперь можно пропустить арт-ярмарку и «прокручивая Instagram, увидеть то же самое».

Дилер Jose Freire с работами Sam McKinniss на арт-ярмарке Art Basel в Гонконге © Andrew Goldstein
Дилер Jose Freire с работами Sam McKinniss на арт-ярмарке Art Basel в Гонконге © Andrew Goldstein
Дилер Jose Freire с работами Sam McKinniss на арт-ярмарке Art Basel в Гонконге © Andrew Goldstein

Все крупные игроки арт-бизнеса говорят об этих проблемах. Критики и галеристы согласны, что ярмарки должны измениться, но не хотят ничего менять. Джерри Зальц (Jerry Saltz), автор статьи, предложил сократить стоимость аренды стендов на ярмарках. Также он отметил, что бремя прибыли не должна нести одна галерея. Карнеги Холл не берет деньги за выступления артистов, он платит им. Критику ответили молчанием. Система такова, что место ушедших галерей на арт-ярмарках займут новые.

Крупные галеристы David Zwirner, Marc Glimcher, Thaddaeus Ropac, Marc Payot и Almine Rech-Picasso предложили большим галереям субсидировать малые галереи. На что Марк Шпиглер, директор Art Bazel, ответил, что такого трудно достичь, потому что галереи с успешными художниками часто платят за организацию выставок и биеннале и несут производственные затраты.

Гонконг, арт-ярмарка Art Basel 2017
Гонконг, арт-ярмарка Art Basel 2017
Гонконг, арт-ярмарка Art Basel 2017

Арт-ярмарки продолжат расширяться и требовать огромных затрат от галерей. Это триумф системы, но выгоду в нем получат только крупные игроки. Так пусть они за это и платят.

Текст и перевод: Юлия Макарова

Читайте полную статью

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.