Современная фотография против расизма

20 June

Фотографию «Патриот» Энтони Барбоза сделал в 1997 году, в 2016 году ее поставили на обложку американского фотожурнала photographmag. Недавно редакция журнала обратилась вновь к этому снимку, чтобы выразить солидарность с чернокожими коллегами, осудить расизм и таким способом выразить свое отношения к американским бунтам 2020.

Фотография Энтони Барбоза на обложке журнала photographmag
Фотография Энтони Барбоза на обложке журнала photographmag

Энтони Барбоза, лидер группы фотографов — Kamoinge. Он известен как фотограф, исследователь фотографии, писатель. В 1970-1980 годы он снимал джазовых музыкантов и часть этих снимков были опубликованы в книге Черные границы «Black Borders», вышедшей в 1980 году. Выставка его фотографий Black Dreams/White Sheets в 2010 году объехала много стран и экспонировалась в Нью—Йорке в Bill Hodges Gallery, которая показывает афроамериканских авторов.

Группа Kamoinge образована в 1963 году и ее возглавляли сначала Луис Дрейпер, затем — легендарный Рой Де Карава. Само слово "kamoingе" на кикуйю, языке на котором говорят в Кении, означает «работающие и действующие вместе». Афроамериканские фотографы объединились для продвижения фотографии, отражающей жизнь черной диаспоры. Сегодня в объединении состоит 30 авторов, группа является одним из старейших объединений фотографов, а 75-летний Энтони Барбоза по-прежнему выполняет функции директора.

Фотографии Энтони Барбоза
Фотографии Энтони Барбоза
Фотографии Энтони Барбоза

В 60-е годы члены группы показали свои работы в Музее Гарлема, опубликовали 15 авторских портфолио. В 1965 году Де Карава впервые выступил с персональной выставкой «Мы», а в 1969 — c «Глядя черными глазами», четко обозначив территорию интересов группы. В 1974 году Kamoingе получила широкую известность благодаря большой выставке в Международном центре фотографии, в 2001 году работы членов Kamoingе экспонировались в Бруклинском музее в рамках выставки «Преданные образу: полвека черной фотографии в Америке», а в 2013 году вышел альбом «Timeless: Photographs of Kamoinge», в числе четырех авторов и Энтони Барбоза.

Работы фотографа Аль Феннара, участника объединения Kamoinge
Работы фотографа Аль Феннара, участника объединения Kamoinge
Работы фотографа Аль Феннара, участника объединения Kamoinge

В 1960-е годы в американской фотографии доминировали белые фотографы и афроамериканцы остро ощущали cвою изолированность. «Мы рассматривали себя как группу, в которой мы стараемся воспитывать и помогать друг другу», — вспоминал Луис Дрейпер, один из основателей Kamoinge,— у нас не было заказов. Журналы не поддерживали нашу работу. Поэтому мы хотели подбодрить друг друга ... дать друг другу обратную связь. Мы старались быть силой, особенно это важно было для молодых людей.»

Снимок Луиса Драпера
Снимок Луиса Драпера

В 2013 году Энтони Барбоза пишет «Фотографы Kamoinge никогда не гнались за модными тенденциями, но так или иначе мы были под влиянием того, что происходит и вокруг нас. Как художники, мы движимы всем, что происходит каждый день; художник — это губка, которая впитывают чувства нашего „я“ и мира, и отражают то, что мы видим. В каждой фотографии есть то, чем жил художник, и вы видите индивидуальную истину, которая была выражена посредством искусства.»

На снимке - фотографы объединения  Kamoinge
На снимке - фотографы объединения Kamoinge

Фотографы Kamoinge исповедовали разные творческие методы и убеждения. Одни занимались социальным репортажем, другие — концептуальной фотографией, третьи — абстракцией. Никакой эстетики свойственной только афроамериканской фотографии не существовало, но многие участники говорят об общей ментальности — они старались охватить все аспекты «черного» взгляда на жизнь. Бьюфорд Смит в интервью 2001 года размышляя о неправильных представлениях о черной эстетике, отмечал: «Я думаю, что черная эстетика отличается для всех... я думаю, что она основана на том, как вы живете как Черный человек.»

В июле 2020 в Музее американского искусства Уитни открывается ретроспективная выставка «Хроника становления мастерской Kamoinge».

В последние несколько лет, на фоне нарастающей волны анти-расистского движения в Америке, группа Kamoinge стала сегодня не только профессиональным и эстетическим объединением, но одним из влиятельных социо-культурных явлений.

Текст: Михаил Борисов

Редактор: Лиза Александрова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.