Творение или манипуляция?

За что мы ненавидим современную фотографию. 3 из 10

Следующий повод для ненависти довольно прост: художники позволяют себе манипуляции с тем, что должно нести в себе правду. Попробуем разобраться, почему работу художника с фотографией трудно назвать обманом.

©Thomas Ruff, 3D-ma.r.s.09,’ 2013.
©Thomas Ruff, 3D-ma.r.s.09,’ 2013.

Немецкий фотограф Томас Руфф (Thomas Ruff) известен своими экспериментами с заимствованной фотографией. В поле его интересов были: научная фотография, цифровая фотография из интернета, фотографии из газет, фотограммы и многие другие виды изображений. Сегодня речь пойдёт о серии с коротким названием "ma.r.s".

©Thomas Ruff, ma.r.s. 19, 2011
©Thomas Ruff, ma.r.s. 19, 2011

Необычная перспектива

Во многих интервью Руфф признаётся, что его всегда интересовала астрономия (а иногда и просто удивляется, как можно ей не интересоваться). На фотографиях мы видим нечто похожее на поверхности планет, но каких точно - не знаем. Куда более странной выглядит перспектива, с которой могли быть сделаны снимки, если рельеф планет на фотографиях выглядит плоским, то глядя на изображения Руффа, кажется, что снимки могли быть сделаны, например, из кабины самолёта.

©Thomas Ruff, ma.r.s.08, 2010
©Thomas Ruff, ma.r.s.08, 2010

Разгадка кроется в самом названии работы "ma.r.s", что означает "разведка поверхности Марса" (Mars Reconnaissance Survey). В основе изображений - снимки поверхности Марса в высоком разрешении, сделанные NASA.

По словам художника, он был поражён высоким разрешением снимков и одновременно удивлён отсутствием цвета. Он отправил письмо в университет штата Аризона с вопросом, почему их камера не делает цветные фотографии. Ответ был прост, цветное изображение требует в четыре раза больше информации, что затрудняет его передачу и обработку.

©Thomas Ruff, 3D-ma.r.s.08, 2013
©Thomas Ruff, 3D-ma.r.s.08, 2013

Комбинация

Узнав об этом, Руфф решил собственноручно кадрировать изображения и добавить цвет на своё усмотрение. Сам автор, комментирует изображения следующим образом:

Думая о фотографиях космоса, мы представляем фантастические фотографии Млечного Пути или созвездий, сделанные Космическим телескопом Хаббл. Фактически, цвет очень распространен в астрономической фотографии. Это привело нас к крайне многоцветной концепции вселенной ... (смеется). Но все цвета в пространстве относительны. Различные виды света, которые мы видим, представляют собой лишь очень небольшую часть всего диапазона электромагнитных волн, существующих в космосе. При окрашивании фотографий Марса я иногда использовал научные данные, а иногда и свое воображение.

На работы Томаса Руффа очень просто навесить ярлык "манипуляция" или "фикция". Однако, не стоит забывать, что исходные фотографии Марса - не более чем приближенная картина рельефа планеты, и она никак не может дать нам полное представление о небесном теле. То же касается и цвета в фотографии, так как цвет изображения - всего лишь компромисс между разными оттенками, что создают привычный глазу баланс.

"Ма.р.с" Руффа - это не очерк о далёкой планете, но повод для разговора о стремлении человека постигать неизвестность. В конце концов, теперь у нас есть возможность представить вид, который может быть увидит астронавт через иллюминатор через 20,30 или 40 лет, просто одев стереоочки в галерее.

Выставка Томаса Руффа в галерее David Zwirner, ©David Zwirner Gallery
Выставка Томаса Руффа в галерее David Zwirner, ©David Zwirner Gallery

Остальные работы автора доступны на сайте галереи David Zwirner: www.davidzwirner.com/artists/thomas-ruff

Подписывайтесь на наш каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.