Вернуться сегодня к классическому искусству можно. Но только политически.

25 October 2020

Американский фотограф Джон Генри (Jon Henry) стал лауреатом премии Арнольда Ньюмана за 2020 год. Премия в размере 20 000 долларов, ежегодно вручается фотографу за «новое видение в жанре портрета», а выставка победителя и трех финалистов проводится в музее фотографии Гриффина. В этом году кроме Джона Генри финалистами стали Майкл Дарю (Michael Darough), Рубен Сальгадо Эскудеро (Ruben Salgado Escudero) и Прия Камбли (Priya Kambli). Их выставка открылась в конце октября.

Фотографии из серии Джона Генри «Странный фрукт» ("Stranger Fruit") © Jon Henry 2020
Фотографии из серии Джона Генри «Странный фрукт» ("Stranger Fruit") © Jon Henry 2020
Вернуться сегодня к классическому искусству можно. Но только политически.
Фотографии из серии Джона Генри «Странный фрукт» ("Stranger Fruit") © Jon Henry 2020

Серия фотографий Джона Генри названа по аналогии словам из песни — «Странный фрукт» ("Stranger Fruit") и, как говорит фотограф, создана «в ответ на бессмысленные убийства чернокожих полицейскими». Песню «Странный фрукт» написал в 1930 году школьный учитель, еврей Абель Миропол, исполняла ее Билли Холидей. Песня стала хитом и включена в списки разнообразных «песен столетия». «Странные фрукты» — это трупы чернокожих, которых линчевала толпа в Америке, в середине прошлого века. Трупы висели на деревьях. В 30-е годы прошлого века такие сюжеты попадали на открытки, имевшие широкое хождение. Такой снимок попал в руки Абелю и стал отправной точкой сначала для появления стихов, а затем и написания песни.

Фотография из серии Джона Генри «Странный фрукт» ("Stranger Fruit") © Jon Henry 2020
Фотография из серии Джона Генри «Странный фрукт» ("Stranger Fruit") © Jon Henry 2020

В этом проекте Генри как бы задается риторическим вопросом: «Кто следующий? Я? Мой брат? Мои друзья?». И продолжает: «Мне 38 лет и до сих пор моя мать говорит мне, будь осторожен». Генри начал снимать эту серию в 2014 году, задолго до убийства Флойда, массовых протестов 2020 года и компании «Жизни черных имеют значение». Поводом съёмок «Странного фрукта» стали убийства Майкла Брауна, Эрика Гарнера и Тамира Райса. Эрик Гарнер умер 17 июля 2014 от удушья при задержании полицейскими за нелегальную продажу сигарет, Майкла Брауна застрелили 9 августа 2014 года. 12-летний Тамир Райс погиб 22 ноября 2014 года — офицер полиции принял игрушечный пистолет в руках мальчика за настоящий и выстрелил на поражение. Полицейское насилие началось не с Флойда, и Джон Генри чутко уловил остроту темы.

Фотография из серии Джона Генри «Странный фрукт» ("Stranger Fruit") © Jon Henry 2020
Фотография из серии Джона Генри «Странный фрукт» ("Stranger Fruit") © Jon Henry 2020

После учебы в Нью-Йоркской киноакадемии Джон Генри работал фотографом и служил пономарем в соборе Святого Георгия. Обращение к образу Пьеты (скульптура Микеланджело) для художника — привычные ход. Он знает и любит классику. В предыдущих сериях — «Их глаза видят Бога» (Their Eyes Were Watching God) и «Восхождение» (Ascension ), посвящённых уличному баскетболу, Генри использовал пластические построения, отсылающие к Караваджо.

Скульптура Микеланджело "Пьета"
Скульптура Микеланджело "Пьета"

В переводе с итальянского Pietà — «сострадание, скорбь, жалость, сочувствие», один из главных образов в католицизме. Генри обращается к композиции Микеланджело, но, в отличии от девы Марии, держащей Христа в позе баюкающей своего ребенка матери, чернокожие героини Джона Генри смотрят прямо в глаза зрителю. Женщины, позирующие фотографу, не теряли своих сыновей, но живут в состоянии постоянного страха за них. Их взгляд не столько пытается найти в зрителе сострадание, сколько ждет от него активного действия против существующего порядка.

Демонстративно раскинувшиеся на руках матерей тела полуобнаженных мальчиков, подростков и взрослых мужчин подчеркивают театральность ситуации, акционистский характер фотосерии, еще чуть-чуть и снимки бы выглядели смешно, искусственно, нелепо и анекдотично. Понимая хрупкость концепции, фотограф использовал средний формат и пленку, ему необходимо было создать ситуацию «медленного времени», напряжения, коллективного психологического проживания драмы.

Фотографии из серии Джона Генри «Странный фрукт» ("Stranger Fruit") © Jon Henry 2020
Фотографии из серии Джона Генри «Странный фрукт» ("Stranger Fruit") © Jon Henry 2020
Вернуться сегодня к классическому искусству можно. Но только политически.
Фотографии из серии Джона Генри «Странный фрукт» ("Stranger Fruit") © Jon Henry 2020

Фотограф объехал множество американских городов, и повторял вариации композицию Пьеты с участницами проекта на фоне типичного американского ландшафта. Заснеженные пригороды Северного Миннеаполиса и задворки Лос-Анджелеса, Майями и Чикаго, оживленные городские улицы и парковки, курорты и правительственные кварталы — везде чернокожим грозит опасность. Генри привлекал к съемкам проекта друзей, знакомых. После съемок посылал отснятый материал героиням и просил комментарий. Из ответов он составил поэтические высказывания, и эти строки сопровождают показ фотосерии.

Фотографии из серии Джона Генри «Странный фрукт» ("Stranger Fruit") © Jon Henry 2020
Фотографии из серии Джона Генри «Странный фрукт» ("Stranger Fruit") © Jon Henry 2020
Вернуться сегодня к классическому искусству можно. Но только политически.
Фотографии из серии Джона Генри «Странный фрукт» ("Stranger Fruit") © Jon Henry 2020

Сам процесс съемки с объяснением участникам задачи проекта стал продолжающейся миссионерской и художественной акцией. Интересно, что все изображения и тексты в проекте анонимны, фотографии намеренно индексируются только по месту локации съемок, чтобы показать масштаб явления. «За шумом в прессе, уличными протестами и судебными разбирательствами тема матери теряется», — говорит Генри, и выводит эту тему на первый план. Особенно эффектно концепция Джона Генри работает в городских пространствах, распечатанные в гигантском масштабе драматичные снимки буквально кричат о проблеме.

«Странный фрукт» — проект социальный, политический, прямой и выбор жюри премии Арнольда Ньюмана действительно обусловлен актуальностью и повесткой года, но как может быть иначе? Проекты других финалистов — также социальные, и ставят политические вопросы. Майкл Дарю показывает афроамериканцев в наручниках, Прия Камбли исследует предубеждения против мигрантов в индийском обществе, Рубен Сальгадо Эскудеро говорит о проблеме доступа к электричеству в удаленных уголках мира. Политическое оказывается важнее пластического, но из всех финалистов Джон Генри самый бесхитростный, серьезный и «медленный».

Текст: Михаил Борисов

Редактор: Лиза Александрова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.