Вода камень точит: как выглядит междисциплинарная фотография

6 September

В 2018 году проект 10×10 Photobooks выпустил сборник «Как мы видим», который рассказывает о 100 фотокнигах, созданных женщинами-фотографами. Наравне с легендарными документалистами вроде Дианы Арбус (Diane Arbus) и Жермены Круль (Germaine Krull), в нем представлены работы и современных фотографов. Одна из таких фотокниг — A Rock is a River («Камень - это река») швейцарской художницы Майи Роша (Maya Rocha).

В своей практике она использует междисциплинарный подход. Несмотря на то, что в ее работах фотография выступает основным инструментом, художница также использует элементы живописи, коллажа, скульптуры и перформанса. На примере проекта «A Rock is a River» можно проследить за актуальными тенденциями в фотоиндустрии и увидеть как за последнее десятилетие изменилась работа с изображением и его восприятием.

Развороты из фотокниги A Rock is a River («Камень - это река») художницы Майи Роша ©Maya Rochat
Развороты из фотокниги A Rock is a River («Камень - это река») художницы Майи Роша ©Maya Rochat
Развороты из фотокниги A Rock is a River («Камень - это река») художницы Майи Роша ©Maya Rochat

Фотокнига Майи Роша — это эксперимент, состоящий из крупномасштабных изображений различной прозрачности, слоев краски и световых эффектов. Для этого проекта она работала с фотографиями, сделанными в Локарно, ее родном регионе в Швейцарии, а также в Перу, где живет ее отец. Художница вдохновлялась скульптурными формами непрерывно движущейся воды и скал, трансформированных энергией рек; линиями твердых тел, метафорически превращающихся в жидкость и возвращающихся к своему состоянию.

Чтобы в конечном итоге изображения «совпали» со своими прообразами, Роша постоянно экспериментирует со способами препродакшена и постпродакшена. Например, она печатает фотографии на серебристой бумаге, а затем в несколько слоев наносит краску различной интенсивности, тем самым придавая изображению текстуру и тактильные качества, сходные со скульптурой. На исходных фотографиях Роша чаще всего запечатлены ее друзья или пейзажи, и только в ходе экспериментов (вроде нанесения на кадр химикатов) они принимают форму абстрактных картин. Такой метод преобразований сама Роша называет «седиментацией» (от лат. sedimentum — оседание): «У меня нет какого-то определенного „рецепта“ для своих работ, единственной константой является мой подход „строй и разрушай“»

Развороты из фотокниги A Rock is a River («Камень - это река») художницы Майи Роша ©Maya Rochat
Развороты из фотокниги A Rock is a River («Камень - это река») художницы Майи Роша ©Maya Rochat
Развороты из фотокниги A Rock is a River («Камень - это река») художницы Майи Роша ©Maya Rochat

A Rock is a River — не просто эксперимент с медиумом, но и критика его общепринятых границ. «В какой-то момент у меня появилось ощущение, что возможности фотографии очень ограничены — обычно это всегда линейные серии или линейное представление. Между моим собственным видением и профессиональными ожиданиями некоторых людей, работающих в области фотографии и повторяющих форматы великих фотографов, возникло несоответствие. У меня нет разочарования в истории фотографии — я разочарована собственными возможностями внести свой вклад. Как вы можете быть первопроходцем своего времени, если копируете успехи прошлого? Я хочу, чтобы мои изображения имели современный контекст. Я хочу, чтобы они были изображениями для „сейчас“.»

Разворот из фотокниги A Rock is a River («Камень - это река») художницы Майи Роша ©Maya Rochat
Разворот из фотокниги A Rock is a River («Камень - это река») художницы Майи Роша ©Maya Rochat

Для Роша фотокнига является творческим пространством, в котором она бросает вызов традиционным ожиданиям от фотографии посредством переходных техник и материалов. Представляя свои работы в галерее, она оживляет выставку с помощью иммерсивного сочетания инсталляций, движущегося изображения, звука и перформативных дисплеев, тем самым обеспечивая более глубокое зрительское погружение в просмотр работ. Совокупность медиумов (живопись, скульптура, инсталляция и т.д.) обеспечивает художнице более широкий подход к фотографическому опыту. Для Роша важно, насколько далеко она сможет зайти в своей абстрактной практике, насколько далеко сможет отвести изображение от исходного состояния: «Я бы хотела, чтобы посетители выставки ощутили продолжающийся медленный процесс мутации образов, но нежно, поэтично.»

Разворот из фотокниги A Rock is a River («Камень - это река») художницы Майи Роша ©Maya Rochat
Разворот из фотокниги A Rock is a River («Камень - это река») художницы Майи Роша ©Maya Rochat

Майа Роша работает в сфере междисциплинарной фотографии — современного подхода, продиктованного цифровой революцией. Дигитализация обеспечила фотографии возможность вступать в симбиоз с другими художественными традициями, будь то скульптура, живопись или кино. Частично это смешение стало более распространенным благодаря струйному принтеру и его способности печатать фотографии практически на любой поверхности.

Но в большей степени это произошло за счет тонкого сдвига в художественном мировоззрении: от «Я — фотограф, использующий камеру для документирования X», до «Я — художник, который использует компьютер/сканер/камеру для создания архива изображений, которые нужны для студийных инсталляций, которые я затем многократно фотографирую и обрабатываю с помощью программного алгоритма». Является ли это фотографией в традиционном понимании? Нет. Это что-то захватывающее и заставляющее посмотреть на концепт изображения иначе? Определенно да.

Текст: Валерия Куприна

Редактор: Лиза Александрова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.