Вспомнить все

12 April 2018

Современные фотопроекты, посвященные политическим темам, еще до детального знакомства с ними нередко считают скучными. Совместная работа итальянского дуэта Мартина Эрричелло и Филиппо Меничетти (Martin Errichiello & Filippo Menichetti) «От четвертого лица» («In Fourth Person») вполне способна опровергнуть это мнение. Отличительная её особенность — переосмысление архивных материалов.

«От четвертого лица» — результат двухлетнего исследования истории упадка Калабрийского региона Италии. Эту древнюю землю из-за удаленности от основного континента и самобытности называют «третьим островом Италии». В течение последних 50 лет Калабрия подверглась серьезным геополитическим, антропологическим и экологическим изменениям.

С 60-х годов в Италии начался промышленный бум, так называемое, «экономическое чудо Италии». По всей стране правительственные силы развернули грандиозные строительные проекты, большинству из которых не суждено было завершиться. Одним из самых ярких и символичных объектов экономического провала стало шоссе А3, которое должно было проходить через всю страну от Салерно до Неаполя. Его открыли в 1972 г., но по истечении 51 года из-за коррупции и постоянных задержек в ходе работ дорога осталась недостроенной.

Мартин Эрричелло и Филиппо Меничетти проехали вдоль маршрута Салерно-Реджо и в проекте «От четвертого лица» объединили сделанные во время путешествия фотографии, звуко- и видеозаписи с архивными материалами.

Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti
Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti

Схематичное изображение шоссе А3 они сделали главным символом исследования. В электронном каталоге проекта рядом с фотографиями мы видим тонкую красную линию, на которой отмечена географическая привязка сюжета. Горизонтальный вариант рисунка на второй странице напоминает кардиограмму. Ассоциацию с графическим отображением работы сердца поддерживает запись звука метронома: на сайте проекта начало просмотра сопровождается включением фонового видео с изображением часов, ведущих обратный отсчет.

Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti
Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti

Видео называется «Дым». В нем дана подборка современных и архивных записей, относящихся к главному маршруту. Звуковая дорожка воспроизводит комментарии новостной хроники и сигнал, характерный для взрывного устройства. Звук таймера отсылает к трагическому эпизоду обвала моста во время демонтажных работ в марте 2015 г., во время которого погиб молодой 25-летний румынский рабочий Адриан Михолька. Строительство снова остановили.

Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti
Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti

В 2016 году контролируемые взрывные работы по сносу проводились повторно. Кадр с места событий: затянутая дымом рушащаяся эстакада — стал одним из самых ярких в проекте. Смерть, эпичный обвал моста и, в особенности, дым сливаются в единую метафору окончательно рухнувшего «экономического чуда» в целом.

Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti
Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti

Эта мысль развивается в проекте через фотографии гигантских руин множества технологических сооружений, на строительство которых выделялись огромные средства:

- Дамба на реке Метрамо - 1970 г., бюджет 700 млн. евро, никогда не использовалась (предназначалась для подачи воды на металлургический комбинат, который не построили).

Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti
Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti

- Промышленный пирс, залив Св. Евфимии — 1971 г.,бюджет 230 миллиардов лир. В 2012 году частично обрушился, за это время к нему не причалил ни один корабль.

- Liquichimica Biosintesi — комплекс по производству биохимических жидкостей на территории природного заповедника Saline Joniche — 1970-х г., закрыт после двух дней работы из-за сильнейшего загрязнения окружающей среды.

Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti
Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti

Важной главой в проекте является фрагмент текста, описывающий восстание в Реджо, которое произошло в 1970-1972 гг. после того, как правительство перевело региональный административный центр в Катандзаро. Во время столкновений погибло шесть человек, сотни были ранены.Для сдерживания ситуации была привлечена правительственная армия. Восстание в Реджо было названо одним из самых жестоких городских восстаний за последние сорок лет в истории Европы. В ответ на столкновения правительство приняло серии мер по расширению промышленной системы региона. В электронной версии проекта Эрричелло и Меничетти сопровождают текст изображением надгробия могилы ребенка — Moti di Reggio 1970 — ‘72. Одна эта фотография работает сильнее, чем ряд репортажных кадров. Так как снова прочитывается символ разрушения едва начавшейся новой жизни.

Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti
Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti

Образ подхватывает трагическая история прибрежного поселения с символичным названием Эранова — «новая эра», которое было основано еще в начале 20 века. Эту маленькую деревню полностью эвакуировали и уничтожили из-за строительства упомянутого выше, так и не начавшего работу, промышленного порта. Авторы монтируют черно-белые и цветные винтажные снимки процветающей некогда деревни с фотографиями ее же развалин. Завершая эпизод карточкой сломанного, валяющегося на обочине проржавленного указателя ERANOVA.

Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti
Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti

В своем проекте Эрричелло и Меничетти говорят о неудобных фактах, о том, что не принято обсуждать открыто. По их мнению, большая часть событий итальянской политической истории последних пятидесяти лет замалчивается и подвергается цензуре, а вся страна «объединяется с севера на юг во имя забывчивости». Но задачей проекта было вовсе не воссоздание хроники произошедших драматичных событий, а инициация акта коллективного воспоминания, призыв открыто посмотреть на все случившееся и признать его — потому часы ведут обратный отсчет, это не только секунды, оставшиеся до взрыва, часы направляют в прошлое.

Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti
Из серии «In Fourth Person», Martin Errichiello & Filippo Menichetti

На примере исследования маршрута А3 — как и акт коллективного «объединения во имя забывчивости», протянувшегося через всю страну с севера на юг — авторам удается поэтично, без критики и обличительной позиции показать разрушительные последствия утопической идеи «экономического чуда Италии», определившие современное состояние страны. Вспомним отсыл линии дороги к кардиограмме и звук метронома: возникает образ больного, но горячо бьющегося сердца.

С помощью художественного подхода в использовании документальных материалов: создании экспрессивного монтажного ряда, который рождает метафоры и подчеркивает символичное значение природных явлений и объектов, пиктограмм и имен собственных, — итальянцам Мартину Эрричелло и Филиппо Меничетти удалось показать «украденную» у собственного народа историю безоценочно и отстраненно, другими словами, «От четвертого лица».

Полная версия проекта доступна на сайте авторов.

Текст: Мария Кокунова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.