Загадочный архив с окрестностей Марса

11 January 2019

iems-ferox.com — сайт Международной организации исследования окрестностей Марса (IEMS). Как указано на сайте — это тайная международная миссия объединившаяся 29 июля 1976 года из отдельных инициатив для мирного покорения окрестностей Марса.

Подчеркнуто мирное развитие космической науки выглядит очень заманчивой и по-настоящему гуманистической идеей (смущает только слово — conquest — покорение, завоевание — выдающее колониальные намерения). Если бы такого проекта не существовало, его стоило бы выдумать!

Ferox: The Forgotten Archives 1976-2010. © Nicolas Polli
Ferox: The Forgotten Archives 1976-2010. © Nicolas Polli

Для счастливчиков, пробравшихся сквозь сухой наукообразный текст, описывающий историю развития организаций, скрывающихся под множеством аббревиатур, открывается история достойная Голливуда: за радостным сообщением директора организации Рудольфа Х. Обриста, высадившегося на Ферокс, последовали трагические новости: Exploration II приземлился прямо в кратер, из которого было невозможно выбраться. Миссия обошлась в 2,5 миллиарда долларов и стала «одним из крупнейших провалов в истории космических завоеваний в новом тысячелетии».

T.H. O’Sullivan, The Pyramid and Domes, Pyramid Lake, Nev. 1867
T.H. O’Sullivan, The Pyramid and Domes, Pyramid Lake, Nev. 1867

Кроме текста, который, кстати, играет второстепенную роль, на сайте представлены несколько разделов иллюстраций, создающих отдельный нарратив. Молчаливая и загадочная красота метеоритов и стерильных исследовательских лабораторий, на первый взгляд напоминает туфовые купола О’Cалливана, которым посвящен программный текст* теоретика искусства Розалинды Краусс, или поражающие своей недоступностью и непостижимостью объекты американских минималистов.

Один из примеров американского минимализма. Фотография растиражирована в сетях типа Pinterest, что источник почти невозможно найти
Один из примеров американского минимализма. Фотография растиражирована в сетях типа Pinterest, что источник почти невозможно найти

Более внимательный анализ окрестностей сайта обнаруживает существенные подробности: iems-ferox — проект швейцарского фотографа и графического дизайнера Николаса Полли. Почти все фотографии сняты в его студии с помощью электронного микроскопа, геолога и Google Earth. А метеориты — это реквизит, сделанный фотографом, «планета» — всего лишь фотографическая уловка масштабирования.

Ferox: The Forgotten Archives 1976-2010. © Nicolas Polli
Ferox: The Forgotten Archives 1976-2010. © Nicolas Polli

На протяжении XX века фотография могла считаться убедительным документом реальности. Но не сегодня, в нескончаемом потоке информации, которую невозможно проверить, в век пост-правды, определяемой как «обстоятельства, при которых объективные факты менее влиятельны в формировании общественного мнения, чем призывы к эмоциям и личным убеждениям» [1].

Ferox: The Forgotten Archives 1976-2010. © Nicolas Polli
Ferox: The Forgotten Archives 1976-2010. © Nicolas Polli

Когда границы между фактом и вымыслом стираются, а события разворачиваются только в медиа-пространстве, одним из возможных способов сопротивления становится медиа-активизм. Примерами в российском контексте могут послужить «вбросы» анонимных краснодарских медиаактивистов [2][3], которые сложно отличить от новостей первого канала, или perevorot.dance — фейковый фестиваль танца, существующий только в виде рецензий на выдуманные спектакли.

Ferox: The Forgotten Archives 1976-2010. © Nicolas Polli
Ferox: The Forgotten Archives 1976-2010. © Nicolas Polli

Что выдает Николаса Поли — так это визуальная избыточность и чрезмерная эстетизация. Документальность оборачивается спекуляцией. И хотя визуальное сегодня действительно может быть способом прикладных и социально-полезных исследований, с которыми легко перепутать проект Полли: визуальные данные помогают и в изучении мозга (например, МРТ), и в расследованиях военных преступлений. В эпоху, когда технические средства расширяют нашу чувственность и дают нам доступ к реальности только через визуальные симуляции, нам придется научиться жить с фейковыми изображениями.

* См. эссе "Дискурсивные пространства фотографии", Краусс Р.— Подлинность авангарда и другие модернистские мифы.

[1] Word of the Year 2016 is... ​// Сайт​ Oxford dictionaries

[2] Батай — казак, Жижек — на кладбище, Кроули — ангел-хранитель Кубани // Colta

[3] «Русский мир — мир неживой материи»: в Краснодаре хотят сделать мэром ил // АфишаDaily

Текст: Дарья Юрийчук

Редактор: Юрий Гудков

Если вам понравился материал, поставьте ему "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте. Или задайте любой вопрос в комментариях.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.