"Даурия": киноляпы и интересные факты. Часть 1

13 December 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

В 1948 году писатель Константин Седых, уроженец Забайкальского края, опубликовал книгу «Даурия». Это пространный роман-эпопея, работа над которым продолжалась долгих 15 лет. Её автор изучал архивные материалы, касающиеся истории, экономики, географии и этнографии дореволюционного Забайкалья…

…Читал и записывал сам воспоминания участников Гражданской войны, устное народное творчество. Всё это затем, чтобы создать масштабную картину жизни огромного Забайкальского края, начиная с 1913 и заканчивая последним годом Гражданской войны – 1922-м.

Первые главы книги были опубликованы в 1939 году в альманахе «Новая Сибирь», однако в дальнейшем пришлось сделать перерыв: началась Великая Отечественная война. Но когда роман вышел в 1949-м, он стал событием в культурной жизни: сначала Читинской области…

… Затем – всего СССР и зарубежья. С 1949 по 1990 годы книга выдержала более 100 изданий, переведена на многие языки мира. И эпопею назвали «Забайкальским «Тихим Доном» по аналогии с «Тихим Доном» Михаила Шолохова, где также рассматриваются судьбы казаков на рубеже эпох.

Потому неслучайно, что в 1970 году режиссер Виктор Трегубович решил экранизировать книгу. К тому времени он был уже опытным постановщиком: дебютировал в 1968 году с фильмом «На войне, как на войне», сразу сделавший его знаменитым.

Над сценарием картины работали сам Виктор Трегубович и Юрий Клепиков – драматург, сценарист, актёр. Будущий Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984). К тому времени он придумал истории для фильмов Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», Алексея Германа и Григория Аронова «Седьмой спутник» и др.

Главным оператором стал Евгений Мезенцев – именно он работал с Трегубовичем над фильмом «На войне, как на войне», в 1968 году снимал «Интервенцию» с Владимиром Высоцким в главной роли.

В начале фильма звучит старинная казачья песня «Скакал казак через долину».

«Скакал казак через долину,
Через Маньчжурские края,
Скакал он, всадник одинокий,
Кольцо блестело на руке»,

- это один из вариантов песни. Их много: в данном случае – прибайкальский.

Исполнить роль Василия Улыбина создатели фильма пригласили актера, писателя и режиссера Василия Шукшина. В 1970 году он уже снял три фильма («Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди»), хотя как актер дебютировал много раньше – в 1956 году в фильме «Тихий Дон», где сыграл матроса…

… Потому приглашение поработать в «Даурии» Василий Макарович воспринял с интересом: его порадовала возможность сыграть в масштабной постановке о Гражданской войне, да ещё в местах, очень напоминающих его малую Родину – Алтайский край.

Эту сцену снимали на реке Кручина в Читинской области. Чтобы показать бредущих каторжан с конвоирами, пригласили местных жителей из села Елизаветино. Ассистенты режиссера отбирали желающих и выдавали: одним – форму, сапоги, карабины и шашки, другим – арестантские робы, шапчонки и кандалы…

… Массовку туда доставляли автобусами, а вот продуктами «актеры» запасались сами. В книге «Чита. Город во времени» остались воспоминания одного из участников тех событий: «Сначала гримеры размалевали наши лица. Кому усы налепили, кому щетину или бороды, кому нос разделали «под картошку», а лоб – «под печать мук и страданий»…

«Вы несчастные люди, - наставляет через мегафон режиссер, - шли много километров без воды. И вот благо - река. Вы с азартом пьете воду, умываетесь, купаетесь и так далее. Пошел!». Часа два без перерыва мы перебредаем Кручину туда и обратно. Что-то не нравится режиссеру, он нервничает. Зовет художника. Тот наблюдает некоторое время, потом кричит…

«Разве это каторжники?!» - подбегает к нам, начинает обсыпать песком и дорожной пылью. Через минуту мы начинаем походить на всех чертей, наконец, едва живые от усталости выбираемся на берег. От кандалов и цепей болят руки и ноги».

Не забывайте подписываться на мой канал, ставить "лайк" и делиться в социальных сетях. Спасибо! С уважением, Ольга.

КИНОЛЯПЫ: ЛУЧШЕЕ