Ошмётки сумрака или фильм "Гоголь. Начало"

09.10.2017

Сначала подумалось: Николай Васильевич в гробу перевернулся, узнав о том, какое кино про него сняли. Если сравнивать с советскими байопиками про писателя (например, личность классика хорошо представлена в мини-сериале 1984 года "Мертвые души"), - небо и земля. Потому как фильм "Гоголь. Начало" - это самый что ни на есть современный, с кучей компьютерных спецэффектов мистический хоррор, триллер и детектив в одном флаконе.

Но после подумалось: ах, как же хорошо играет Александр Петров (звезда сериала "Полицейский с Рублевки" и его продолжения)! Как точно подобран типаж актера и как удивительно точно он совпал с теми представлениями о Гоголе, которые у меня сформировались! И не только у меня, думаю. Да и актерская игра Олега Меньшикова, как всегда, на высоте.

Была и еще одна мысль. Достаточно прочитать ранние сочинения Гоголя (о Малороссии), чтобы понять: писатель в молодые годы был не лишен особого юмора, пусть даже "черного". И обладал особым, мистическим взглядом на мир. Потому Николаю Васильевичу, вполне вероятно, фильм "Гоголь. Начало" очень бы понравился. Ведь в нем мистики - хоть отбавляй.

Правда, иногда простые крестьяне изъясняются на современном русском языке с примесью нормативно-правовой лексики (уж в XIX веке в Малороссии так никто не говорил). А на украинском языке не говорят почти ничего, за исключением парочки фраз за весь фильм (хотя действие происходит в селе Диканька на Полтавщине), но это, как говорится, мелкие недочеты. Не станем придираться.

Пожалуй, единственные моменты, когда Николай Васильевич бы всплеснул руками и отпрыгнул от экрана - эротические сцены. Фильм и вовсе ну очень скабрезно начинается, словно американский триллер какой-нибудь типа "Поворота не туда". И не совсем понятно, кстати, для чего такая откровенность в самом начале. Для привлечения внимания, что ли?

Будем с нетерпением ждать второй части. Она обещает открыть все тайны полицейского расследования, которое проводит Николай Гоголь. Как вам формулировка, а? Между прочим, отражает суть картины.