Война с женским лицом или фильм "Батальонъ"

30.09.2017

Прекрасно могу понять патриотические умонастроения, которые вели женщин разных сословий сражаться за Родину в 1917 году. Одно не ясно мне: почему создателям фильма, при всем их старании и таком шикарном историческом материале, не удалось снять фильм столь же сильный, как, например, "А зори здесь тихие"? Ведь сюжеты очень похожи: девушки отправляются на передовую, чтобы сражаться с врагом. Сравнение этих двух кинолент в основе моего поста.

Я знаю, почему. Прежде всего, режиссер. Станислав Ростоцкий, создавший "А зори..." прошел войну. Был тяжело ранен. Своими глазами видел кровь и страдания, испытал их на себе. Дмитрий Месхиев, сделавший "Батальонъ", ничего подобного не видел в жизни своей. Во-вторых, Ростоцкий не разменивался на всякую кино-чушь. Он снимал только серьезное кино. Месхиев - сериальных дел мастер.

В-третьих, в своем фильме Ростоцкому удалось четко обрисовать характеры своих героев. Нам под конец фильма стало известно о них все. Характеры и судьбы. Потому они стали близки и понятны, интересны. Потому гибель каждой отзывалась горечью, а спасение - радостью. Месхиев не смог очертить даже судьбу главной героини - командира батальона Марии Бочкаревой. О ней ни фига не сказано! Хотя у нее "Георгий" на груди! Разве что сцена с мужем. И все.

Вот почему фильм Месхиева выглядит для меня слабым. Словно фрагмент сериала, а не цельная кинокартина. Образы героинь по верхушкам. Крупными мазками. О большинстве вообще ничего не известно. Получается, что сражались безликие "бабы", а не конкретные женщины, гибнувшие за Родину. Вот что упустили режиссер и авторы сценария: Илья Авраменко, Игорь Угольников, Евгений Айзикович и Дмитрий Месхиев. Слишком пестрый коллектив. Каждый свое кинул в этот суп, и получилось нечто невкусное.

Слабое кино. Лишь несколько фрагментов сильны. Мне более всего понравился плачущий от бессилия полковник, прикрывший голову подушкой. Все остальное... На "троечку" кино.