«Тележенька». Маленькая помощница больших свершений СССР ⚡️💪

На задворках демонтируемого завода «Рассвет» в центре Москве отыскал старый электрокар.

Сейчас тема с электрокарами модная, все уважающие себя «хипстеры мира» считают своим долгом писать об электрических и беспилотных автомобилях. Ну и я в стороне от трендов оставаться не хочу.

Такие электрические тележеньки ЭК-2. Выпускали этот замечательный агрегат на Сарапульском электро генераторном заводе.

Уверен, что про город Сарапул, что расположен в республике Удмуртия увы, но мало кто слышал. А городок то непростой.

• Первые в РСФСР регулярные рей­сы на внутренних авиалиниях начались в январе 1920 г. полётами Сарапул — Екатеринбург — Сарапул на тяжёлом самолёте «Илья Муромец».

• В честь Сарапула назван астероид 26851 Sarapul.

• В районе Сарапула проходили съёмки фильма «Волга-Волга» 1938 г.

• Во время «прямой линии» с Владимиром Путиным был задан вопрос «Почему всё так хреново в Сарапуле?» =)

Про тележку.

Завод выпустил первую партию электротележек ЭК-2 в июне 1956 года. Конструктора: Н.С. Пикунова, Ю.А.Громова, Ю. К. Заверняева и Ю.П.Курбатова. После усовершенствования конструкции, в 1957 году было организовано серийное производство злектротележки ЭК-2 г/п 2т.

Рабочие называли их по разному. Вот наиболее распространенные прозвища: «электрокар», «кара», «площадка», «телега».

Эти электрокары широко применяются в портах, на железнодорожных станциях, заводах и фабриках имеющих ровное и твердое дорожное покрытие.

На найденном мной экземпляре — колесама с пневматическими шинами

При массовых перевозках их особо эффективно использовать для перевозки грузов на расстояния от 100 до 300 м.

Электродвигатель постоянного тока МТ-1. Рассчитанный на напряжение от 28 до 34 в, мощностью 1,5 кет, с числом оборотов в минуту от 750 до 1800. Сложно вот так ориентироваться в цифрах — могу сказать одно — Хватает =)

Электрокар это самоходное шасси с приводом от электродвигателя, питаемого аккумуляторной батареей. Рама — сварная.

Мост и рулевой механизм.
Мост и рулевой механизм.

Водитель управляет тележкой стоя на платформе с помощью двух рычагов.

Маркировка возле рукоятки управления контроллером скоростей.

Рычаг управления поворотом.

На рычаге управления поворотом есть кнопка светозвукового сигнала.

Маркировка для рычага отвечающего для перемещения тележки вперёд назад.

Переключалка скоростей с другой стороны.

Пресс-масленки для шприцевания на рычаге управления поворотом. Скорее всего конструктора применили такой ход для надёжности, ведь все знают, что солидол который «заливается» в шарнир труднее вымывается водой.

Тормозная педаль. Особенность тележки в том, что если с неё спрыгнуть, она остановится сама.

Пружинные амортизаторы батареи

На тележки устанавливали два типа аккомуляторов — щелочной и кислотный. Емкость АКБ, А*ч 250/250 Напряжение АКБ, В 32

Чугун! Ведуший (задний) мост. Приводится в движение благодаря карданному валу от электродвигателя.

Передача движения на задние колеса происходит следующим образом: электродвигатель вращает карданный вал, который сцеплен со стальным червяком; червяк вращает червячное колесо, которое через дифференциал передает движение на полуоси; насаженные на полуоси задние колеса вращаются одновременно с полуосями. Дифференциал создает возможность движения правого и левого ведущих колес с разными скоростями при повороте электрокара. Без дифференциала колеса вращались бы с одинаковой скоростью при поворотах, и колесо, проходящее меньший путь, проворачивалось бы вхолостую и быстро изнашивало резину.

С 1964 года тележки широко поставлялись на экспорт в соцстраны, а также на Ближний и Средний Восток. Вот такой агрегат.

Понравился пост? Ставьте 👍 и подписывайтесь на мой канал Промышленный турист

Статья про завод «Рассвет».