Для чего нужен судоподъемник?

26 December 2019
26k full reads
1 min.
29k story viewUnique page visitors
26k read the story to the endThat's 91% of the total page views
1 minute — average reading time

Наверняка про судоподъемники слышали далеко не все читатели, так как это сооружение применяется не так часто (в России, например, он всего один). Как следует из названия, это должно быть некое устройство, способное поднимать суда. Но зачем?

Обычно судоподъемники применяются для перевода речных судов из одного водного бассейна в другой, если уровень воды в них разный. «Да это же шлюзы!» - воскликнет читатель и будет абсолютно прав. Шлюзы получили громадное распространение во всем мире и являются основным методом обеспечения судоходства между водных бассейнов с разным уровнем воды.

Но в некоторых ситуациях шлюзы могут быть сооружены с большим трудом, а иногда их применение невозможно в принципе. Например, когда перепад высот в водоемах слишком большой. Наглядный пример – большая плотина. Если рядом с плотиной не предусмотрен канал со шлюзами, то судоходство становится невозможным. В этом случае единственным выходом становится использование судоподъемника.

Принцип работы судоподъемника достаточно прост, но сложен в реализации. Судно заходит в специальную камеру, после чего запирается там створками вместе со всем объемом воды. После этого камера с водой и судном перемещается на новое местоположение, погружается в воду, и судно выходит уже в новый водный бассейн. Удобно то, что вес камеры с любым судном всегда один и тот же, что позволяет точнейшим образом провести инженерные расчеты при проектировании (по закону Архимеда вес судна равен весу вытесненной им воды).

Бывают конструкции, когда судно остается в камере без воды, удерживаясь на специальных опорах. В этом случае камера весит намного меньше, но существует риск повреждения корпуса судна опорами, особенно при большой его массе.

Судоподъемники могут перемещать суда по различным направлениям и делятся на вертикальные, продольные, вращающиеся и т.п. Все современные системы работают при помощи электромоторов.

Всего в мире существует около 50 судоподъемников. Как отмечалось выше, в России существует только один, построенный в 1976 году на Енисее, на Красноярской ГЭС. Его расчетная грузоподъемность – 1,5 тысячи тонны при максимальной длине судна 80 метров. На расстояние чуть более километра судно перемещается со скоростью 3,6 км/ч.

Красноярский судоподъемник
Красноярский судоподъемник
Красноярский судоподъемник

Вообще, судоподъемники обеспечивают более высокую пропускную способность, чем шлюзы, так как даже с учетом перемещения судна на это затрачивается меньше времени, чем на заполнение и опустошение водой камер последовательно расположенных шлюзов. Но шлюзы гораздо проще по конструкции и дешевле в обслуживании, чем судоподъемные механизмы.