Феномен присасывания судов

7 April 2020
66k full reads
2,5 min.
83k story viewsUnique page visitors
66k read the story to the endThat's 80% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

История мореходства насчитывает десятки веков, и за это время человечеством были выработаны определенные правила и свод законов, позволяющих осуществлять перевозки по воде максимально безопасно. Но иногда возникали удивительные обстоятельства: вроде бы капитаны судов ничего не нарушали, полностью следуя установленным правилам, но суда при этом сталкивались вопреки их действиям. И одной из причин такого непредсказуемого поведения судов является феномен присасывания.

Было замечено, что суда начинают присасываться друг к другу с необъяснимой силой лишь в некоторых случаях. Например, когда идут с большой скоростью параллельными курсами и на небольшом расстоянии друг от друга. Или когда их водоизмещение существенно различается – в этом случае более легкое судно может в буквальном смысле броситься на корпус второго судна, причем руль не способен удержать это сближение. Также необычный эффект проявляется при опережении судна. Именно по этой причине в узких каналах суда при сближении должны идти только малым ходом.

Такой же эффект может наблюдаться даже в том случае, если одно судно неподвижно, или второго судна вообще нет, а есть причал.

Необходимо заметить, что эффект присасывания изучен в настоящее время достаточно хорошо. Притяжение объектов, перемещающихся в плохо сжимаемой жидкости (коей является вода), объясняется при помощи закона Бернулли, которое устанавливает связь между скоростью стационарного потока в жидкости и ее давлением. Согласно этому закону, давление жидкости вдоль линии тока убывает при увеличении скорости течения.

В результате появляется разница давлений между внутренними и наружными бортами – внутри оно меньше. Стремясь уровнять давления, ток воды направляется в сторону внутренних бортов, увлекая за собой суда. Помимо сближения, у судов может появляться и крен в сторону внутренних бортов.

Наиболее известный случай присасывания судов, ставший хрестоматийным – столкновение трансатлантического лайнера «Олимпик» с крейсером «Хаук». «Олимпик» был самым первым из трех лайнеров класса «Олимпик» (вторым был печально известный «Титаник»).

20 сентября 1911 года «Олимпик» шел курсом на остров Уайт, находящийся в Ла-Манше. Все офицеры превосходно знали фарватер, но, тем не менее команда внимательно наблюдала за окружающей обстановкой.

Вскоре после полудня за кормой был замечен бронепалубный крейсер «Хоук», следовавший тем же курсом. Оба судна шли с большой скоростью, при этом крейсер постепенно нагонял «Олимпик». Вскоре суда шли практически параллельно друг другу. По воспоминаниям очевидцев, в какой-то момент времени «Хаук» резко вильнул и буквально бросился на «Олимпик». Нос крейсера вошел в корму лайнера. При этом очевидцы отмечали, что кильватерный след «Олимпика» в момент столкновения был идеально прямой. «Олимпик» получил 14-метровую пробоину, у крейсера оказался разворочен весь нос. Тем не менее, всё окончилось благополучно, и жертв удалось избежать.

Крейсер "Хоук"
Крейсер "Хоук"
Крейсер "Хоук"

Но впереди еще был скандальный суд. Компания «Уайт Стар Лайн», которой принадлежал «Олимпик», обвинила в происшествии капитана крейсера. Адмиралтейство же обвинило опытнейшего капитана «Олимпика» Эдварда Смита в неосторожности и несоблюдении правил судовождения. Дело было осложнено противоречиями в показаниях свидетелей, но в результате виновным был признан капитан Смит.

О присасывании судов в начале прошлого века еще ничего не знали. А если бы об этом знал капитан крейсера, он бы выполнял обгон на максимальном удалении от лайнера и на минимальной возможной для этого скорости. Так что сегодня виновным однозначно был бы признан именно он, выполнивший опасный обгон судна большого водоизмещения и гигантского размера на очень близком расстоянии.