10 138 subscribers

Катапультное кресло - как работает и всегда ли спасает?

8,6k full reads
9k story viewsUnique page visitors
8,6k read the story to the endThat's 95% of the total page views
2 minutes — average reading time

Вопрос сохранения жизни пилотов возник сразу же после появления самолетов. И единственным средством спасения был обычный парашют, который, в общем-то, вполне оправдывал возложенные на него задачи. Пилот, покидая аварийный самолет, просто вставал, перебирался через борт кабины и прыгал вниз.

Такая система спасения хорошо работала до 1940-х годов. Дальнейшее развитие авиации привело к тому, что скорости летательных аппаратов значительно выросли. И если раньше при скоростях около 400 км/ч пилот еще мог спокойно покинуть самолет, то при возросших скоростях уже начинались проблемы. Во-первых, пилот не мог выбраться из кабины – ему не давал это сделать сильнейший встречный поток воздуха. Во-вторых, даже если пилоту и удавалось перекинуть тело через борт, встречный поток сносил его прямо в хвостовое оперение, причиняя тяжелейшие увечья или смерть.

Катапультное кресло - как работает и всегда ли спасает?

Инженерами было предложено решение в виде системы принудительного покидания кабины, состоящего из специального кресла, в котором находился летчик, и установленными в кресло реактивными двигателями. Первые такие кресла появились на немецких самолетах, и были опробованы в боевых условиях Второй мировой войны.

Эти катапультные кресла мало напоминали сегодняшние сложнейшие системы. В их задачу входило только одно – вытолкнуть пилота из терпящего бедствие летательного аппарата. Далее всё зависело от самого пилота – он должен был отстегнуть ремни, освободившись от самого кресла, а затем раскрыть парашют. На малых высотах и при ранениях летчика катапультное кресло обычно не спасало.

Катапультное кресло - как работает и всегда ли спасает?

После войны продолжилось развитие спасательных систем. Появилась первая автоматизация: пилот дергал рычаг, фонарь кабины отстреливался и уносился назад потоком воздуха, срабатывали пиропатроны в кресле, летчик «выстреливался», после чего автоматически отсоединялось кресло и открывался парашют, являющийся частью системы.

Появление сверхзвуковых самолетов потребовало значительного совершенствования катапультного кресла. В настоящий момент автоматика полностью берет на себя все функции по спасению экипажа. При катапультировании система следит за положением летательного аппарата относительно земли и может работать во всем диапазоне высот, спасая пилотов даже из стоящего на земле самолета. В подавляющем большинстве случаев современные катапультные кресла всегда спасают экипаж.

Катапультное кресло - как работает и всегда ли спасает?

Появились катапультные кресла и для вертолетов, хотя эти системы намного сложнее. Но из-за определенных недостатков они большого распространения не получили…

Катапультное кресло - как работает и всегда ли спасает?

Что касается боевых самолетов, то катапультные кресла устанавливаются во все из них без исключения, являясь единственным и надежным средством спасения пилотов при любых нештатных ситуациях.

Если тебе понравится статья, жми палец вверх! Тебе не сложно, а нам приятно!
Подписывайся на канал, расскажи о нем в соцсетях, а уж мы постараемся не ударить в грязь лицом )