Небесный левиафан XB-15

26 April

В сегодняшней статье речь пойдет о необычном самолете. Необычном потому, что при всех новейших технологиях, заложенных в него при производстве, судьба самолета стала незавидной: он был построен в единственном экземпляре, и вместо своей прямой обязанности – высыпать бомбы на неприятеля – занимался перевозкой грузов.

Речь идет о тяжелом бомбардировщике Boeing XB-15 (или B-15 – символом X «боинг» обычно обозначал экспериментальные модели и прототипы), самом большом бомбардировщике на момент своего появления. Разработка его началась с появлением паспорта программы под названием «Проект А» в 1933 году. В проекте указывались характеристики нового боевого самолета, который должен был нести 910 кг бомбового вооружения на расстояние 8000 км при скорости 320 км/ч. Впервые в воздух самолет поднялся в октябре 1937 года.

Для своего времени это был поистине революционный бомбардировщик. В нем были применены самые совершенные технологии, впоследствии ставшие стандартом для воздушных судов. Так, к примеру, XB-15 был оборудован автопилотом, противообледенительной системой и двумя бензиновыми генераторами, которые использовались в качестве вспомогательных силовых агрегатов для питания бортовой сети 110 вольт.

Для экипажа (включающего в себя 10 человек) также были предусмотрены все удобства. На борту имелся камбуз с холодильником, плитой и кофеваркой, туалет, а также кают-компания с двухъярусными кроватями, на которых незанятые члены экипажа могли отдохнуть.

В качестве двигателей использовалось четыре агрегата Pratt & Whitney R-1830-11 с мощностью по 850 л.с.

Размеры бомбардировщика-гиганта впечатляли. Площадь крыла составляла 260 кв. метров, размах – 45 метров. Огромные размеры самолета позволили оборудовать проход к двигателям прямо в крыле: при необходимости бортмеханик мог проползти до любого силового агрегата и сделать прямо в полете несложный ремонт.

История полетов началась в 1939 году. После землетрясения в Чили XB-15 доставил в Сантьяго 1,5 тонны медикаментов. В этом же году в качестве испытаний самолет поднял груз массой 10 тонн на высоту 2,5 км. Впоследствии XB-15 установил еще несколько мировых рекордов по грузоподъемности и дальности полета.

Но военные качества оставляли желать лучшего. Помимо не очень хорошей управляемости и не самой выдающейся скорости, бомбометание было крайне неточным. На испытаниях из 150 бомб только три поразило цель.

Кроме того, самолет оказался сложным в обслуживании и управлении. За время недолгой эксплуатации в воздухе произошло два пожара и один полный отказ электрической системы – к счастью, с удачными аварийными посадками.

Именно это в условиях начавшейся войны оказало решающее влияние: на самолет были установлены грузовые люки и грузовой подъемник, и воздушное судно стало транспортно-грузовым. Во время войны XB-15 перевозил грузы по американскому континенту и карибскому бассейну. А в 1945 году он был сдан на слом в Панаме. Его поместили на свалку в болотистой местности, где он в течении нескольких лет погружался на дно. Сейчас на этом месте располагается промышленная зона, и старый самолет покоится где-то под ней.

Но повествование о XB-15 на этом не заканчивается. В 1935 году в воздух поднялся прототип нового бомбардировщика, где в значительной степени использовались наработки XB-15. И этим самолетом стала знаменитая «летающая крепость» B-17. Но это уже совсем другая история.