О единственном в мире советском реактивном биплане

9 January 2020
18k full reads
2 min.
21k story viewsUnique page visitors
18k read the story to the endThat's 87% of the total page views
2 minutes — average reading time

Бипланы (самолеты с двумя крыльями) получили свое развитие в самом начале эры авиации, но, несмотря на некоторые преимущества, всё же уступили место монопланам. Тем не менее, знаменитые «кукурузники» Ан-2 до сих пор трудятся на полях многих сельскохозяйственных угодий, да и в региональных перевозках они встречается часто, особенно в отдаленных районах страны.

Наиболее типичная схема расположения поршневого двигателя у биплана – на носу. Но существует единственный в мире самолет-биплан, который имел не поршневой, а двухконтурный турбореактивный двигатель. Также этот самолет остается единственным сельскохозяйственным самолетом с турбореактивным двигателем.

Мелец М-15
Мелец М-15

Этот биплан получил название WSK-Mielec M-15 (Мелец М-15) и был выпущен на авиационном заводе в Польше по разработке и заказу Советского Союза. Причиной разработки этого необычного самолета послужила потребность в обработке больших сельскохозяйственных площадей, с которыми обычные самолеты не справлялись из-за невысокой скорости и малой грузоподъемности. Следует отметить, что М-15 создавался именно как специализированный самолет для сельхозработ, в отличие от того же Ан-2, который был многоцелевым.

О единственном в мире советском реактивном биплане

Перед разработчиками стояла сложная задача. В конце концов, было принято решение использовать газотурбинный двигатель АИ-25, разработанный в 1966 году в Запорожском машиностроительном КБ «Прогресс». Он имел небольшой вес (около 300 кг), имел большой ресурс, да и отсутствие винта при сельхозработах повышало безопасность находившихся рядом людей. Кроме того, сжатый воздух, отбираемый от двигателя, позволял бы распылять химикаты намного эффективней, чем было до этого.

О единственном в мире советском реактивном биплане

Для чего же использовали именно биплан? Дело в том, что данная аэродинамическая схема позволяет существенно уменьшить и взлетную, и рабочую скорость, а также скорость сваливания – то, что требуется при удобрении полей.

О единственном в мире советском реактивном биплане

Выбор двигателя продиктовал и его размещение на фюзеляже. Он должен был находится высоко над землей, чтобы избежать попадания внутрь грязи и посторонних частиц. Да и влияние реактивной струи на почву было изучено мало – возможно это привело бы к сильной эрозии плодородного грунта.

О единственном в мире советском реактивном биплане

Для избежания попадания горячей реактивной струи на конструкцию самолета разработчики решили применить двухбалочную схему и П-образное оперение.

Всего было построено 172 таких самолета. Самолет получился достаточно странный по внешнему виду, и на Парижском авиасалоне 1976 года получил прозвище «Бельфегор» (Бельфегор – средневековый демон). Экипаж воздушного судна состоял из одного человека, также была возможность разместить двух пассажиров. Максимальная взлетная масса составила 5650 кг, крейсерская скорость – 140 км/ч.

О единственном в мире советском реактивном биплане

Несмотря на то, что самолет обладал хорошей устойчивостью в воздухе и имел простое управление, экономическая эффективность оказалась низкой, значительно ниже расчетных значений. Также самолет требовал определенной подготовки полосы для взлета и посадки. Использование самолета было оправдано только при обработке сверхбольших площадей, которых среди общего количества было не более 2%. В остальных же случаях старый добрый Ан-2 по эффективности полностью «уделывал» реактивный М-15.

О единственном в мире советском реактивном биплане

Тем не менее, самолеты Мелец М-15 исправно трудились на полях с 1976 по 1983 годы, после чего были выведены из эксплуатации. В настоящий момент два экземпляра находятся в авиамузеях – в Монино и в Ульяновске.

О единственном в мире советском реактивном биплане