Самый быстрый в мире паровоз: Mallard 4468

19 июня 1876 года в шотландском Эдинбурге на свет появился Найджел Грейсли. Именно ему была уготована судьба стать гениальным инженером-железнодорожником, разработавшим ряд самых совершенных паровозов, поражающих воображение как внешним видом, так и новаторскими техническими решениями. За выдающийся вклад в развитие железнодорожного транспорта в 1936 году он указом короля Эдуарда VIII был произведен в рыцари и стал Сэром.

Найджел Грейсли
Найджел Грейсли

Одним из разработанных Грейсли паровозов стал Mallard №4468, увидевший свет в 1938 году и входящий в серию LNER Class A4. Mallard №4468 был разработан специально для эксплуатации в скоростных составах, и именно на нем был поставлен рекорд скорости для паровозов, который так никто и не смог побить.

Предыстория разработки этого паровоза довольна короткая. За пять лет до описываемых событий Грейзли посетил Германию, где познакомился со скоростными поездами DRG877, работающие на дизельной тяге. Локомотив впечатлил Грейзли, но он увидел и недостатки. Дизельные двигатели в то время имели небольшую тягу, а Грейзли был абсолютно уверен, что сможет получить подобные характеристики и традиционным на то время способом – при помощи пара. Вернувшись в Англию, он разработал несколько прототипов, доведя их до этапа испытаний.

Но венцом своего конструкторского таланта стал Mallard №4468, являющийся квинтэссенцией всех предыдущих разработок конструктора. Весь паровой контур был доведен до совершенства в каждой детали, было значительно повышено давление в котле и увеличена топка. В результате при большей скорости существенно сократился расход как угля, так и воды. На паровоз был установлен обтекатель, призванный снизить сопротивление встречного воздуха. Перед установкой обтекатель был тщательно проверен в аэродинамической трубе при имитации высоких скоростей. Особое внимание уделялось отводу дыма от стекла кабины машиниста – эта проблема очень часто возникала на многих паровозах, затрудняя обзор.

Найджел Грейсли около Mallard №4468
Найджел Грейсли около Mallard №4468

Все эти нововведения повлияли на внешний вид паровоза Mallard №4468, сделав его на тот момент футуристическим и не похожим на все остальные паровозы. Это способствовало повышению популярности локомотива – его охотно снимали кинооператоры и фотографы, публикуя затем изображения в газетах и журналах.

Mallard №4468
Mallard №4468

3 июля 1938 года Mallard №4468 по всем правилам установил зафиксированный мировой рекорд скорости среди паровозов, разогнавшись до 202,7 км/ч. Этим самым паровоз Грейзли побил предыдущий рекорд, установленный двумя годами ранее немецким паровозом DRG Class 05 (200,4 км/ч). Грейзли был уверен, что его паровоз может достичь еще большей скорости при замене некоторых узлов более совершенными, но дальнейшим его планам помешала начавшаяся война.

Mallard №4468
Mallard №4468

Всего было построено 35 паровозов Mallard №4468, успешно эксплуатирующихся четверть века. В 1980 году один из паровозов был восстановлен до рабочего состояния и возил туристов. Сегодня Mallard №4468 находится в Йорке, в Национальном железнодорожном музее.

Mallard №4468 в музее
Mallard №4468 в музее
Если тебе понравится статья, жми палец вверх! Тебе не сложно, а нам приятно!
Подписывайся на канал, расскажи о нем в соцсетях, а уж мы постараемся не ударить в грязь лицом )