Ту-144. Нелёгкая судьба сверхзвука в СССР

Несомненно, красавец Ту-144 – гордость советской авиации. Один из двух в мире гражданских сверхзвуковых лайнеров (вторым был британо-французский «Конкорд»), Ту-144 начал разрабатываться в 1960-е годы под руководством легендарного конструктора Андрея Туполева. Первый же испытательный полет был выполнен в 31 декабря 1968 года – 50 лет назад. При этом «Конкорд», который начали разрабатывать раньше, поднялся в воздух лишь в 1969 году.

Ту-144 на взлете
Ту-144 на взлете

Необычная форма самолета диктовалась прежде всего тем, что аэродинамические характеристики судна кардинально меняются на сверхзвуковых скоростях. Характерной особенностью планера является отсутствии горизонтального хвостового оперения.

Ту-144 в полете
Ту-144 в полете

Кроме того, менялись и физические свойства всех материалов, из которых был изготовлен самолет. Так, в полете из-за высокого трения о воздух крылья нагревались до температуры +150 градусов.

В полетах Ту-144 установил множество рекордов, один из которых был скоростной: гражданский лайнер разогнался до 2500 км/ч. С такой скоростью из Москвы в Турцию можно было бы долететь меньше, чем за 40 минут. Тем не менее, испытательные полеты постоянно выявляли множество недоработок, которые необходимо было исправлять. Не обошлось и без трагедии: прямо во время показательного полета на авиасалоне Ле-Бурже Ту-144 упал на землю. Погибли все члены экипажа и несколько человек на земле. Поэтому первый коммерческий рейс состоялся только через 8 лет, в 1977 году.

Салон Ту-144
Салон Ту-144

Первым и единственным маршрутом Ту-144 стал маршрут Москва-Алма-Ата. Штатные летчики Аэрофлота в этих рейсах исполняли только роль бортинженеров; пилотами были исключительно опытные летчики-испытатели, прошедшие специальную подготовку. Но увы, самолет летал по этому маршруту совсем недолго, выполнив всего 55 рейсов. В 1978 году коммерческая эксплуатация лайнера была прекращена. Главной причиной этому была еще одна катастрофа Ту-144, произошедшая во время испытаний. Воздушное судно удалось посадить, но два члена экипажа погибли.

Ту-144 на взлетно-посадочной полосе
Ту-144 на взлетно-посадочной полосе

Официальной причиной отказа от эксплуатации стала нерентабельность. Самолет потреблял очень много топлива, стоимость которого не покрывала даже огромная по советским меркам цена билета: 83 рубля. Кроме того, высокая стоимость обслуживания самолета и сложность его управления также сыграло не последнюю роль.

За время работы на рейсах Ту-144 перевез всего 3284 пассажира. Для сравнения: «Конкорд» перевез более 2,5 миллионов пассажиров за время эксплуатации 27 лет.

Ту-144 как музейный экспонат
Ту-144 как музейный экспонат

А в 1980-х годах в самолетостроении появилась новая тенденция. За сверхзвуком гоняться перестали, и на первые места вышли экологичность, низкий уровень шума, низкий расход топлива. Ту-144 (как и «Конкорд») стал никому не нужен. Из изготовленных 16 экземпляров три находятся в музеях – два в России, и один – в Германии.

Если тебе понравится статья, жми палец вверх! Тебе не сложно, а нам приятно!
Подписывайся на канал, расскажи о нем в соцсетях, а уж мы постараемся не ударить в грязь лицом )