10 253 subscribers

Удивительная история воздушного малыша BD-5

23k full reads

В мире существует много самолетов, хороших и разных. Есть огромные исполины, которые запросто вместят в себя несколько динозавров (согнутых, конечно, в три погибели). А есть совсем маленькие самолеты, которые несколько напоминают советские «запорожцы», но, тем не менее, исправно выполняют свою функцию по доставке человека из пункта А в пункт Б.

О самом маленьком самолете в мире уже публиковалась статья. Starr Bumble Bee II был даже внесен в книгу рекордов Гиннесса за свои миниатюрные габариты, но не одним «шмелем» может похвастать сверхлегкая авиация.

Удивительная история воздушного малыша BD-5
Удивительная история воздушного малыша BD-5

Герой сегодняшней статьи – воздушный аппарат, производившийся, в отличие от единичного «шмеля», большой серией. Знакомьтесь – Bede BD-5 Micro.

Разработка этого «малыша» началась в далеком 1967 году, то есть, более полувека назад. Автором проекта стал американский авиаконструктор Джим Беде. За свою жизнь он смог спроектировать более десятка самолетов, но постоянные неудачи в бизнесе не сделали его воздушные аппараты известными. За одним исключением – BD-5.

Удивительная история воздушного малыша BD-5
Удивительная история воздушного малыша BD-5

К дизайну Беде подошел самым радикальным образом, и он в корне отличался от всех других его летательных аппаратов. Это была одноместная конструкция, больше напоминающая реактивный истребитель из-за фонаря кабины. За кабиной располагался 40-сильный двухцилиндровый поршневой двигатель с воздушным охлаждением, который приводил в движение расположенный в хвосте толкающий винт.

При всех своих миниатюрных размерах (длина – 4,13 метров, высота – 1,28 метров, размах крыла – 6,55 метров) самолет имел убирающиеся шасси, призванные уменьшить сопротивление воздуха. Также крыло было оборудовано интерцепторами – по всей видимости, впервые на сверхлегком самолете. Самолетик с фюзеляжем из стекловолокна и с максимальным взлетным весом 299 кг мог развивать скорость 370 км/ч с потоком 2300 метров.

Но самое интересное не это. Джим Беде предлагал к продаже свой самолет в виде конструктора, содержащего набор всех необходимых компонентов и узлов. Набор был рассчитан на пользователей без большого опыта сборки подобных машин, поэтому упор был сделан на простоту конструкции. Сборка занимала 600-800 часов. В начале 1970-х годов комплект предлагался за сумму в районе 2000 долларов.

Удивительная история воздушного малыша BD-5
Удивительная история воздушного малыша BD-5

Но есть и еще более удивительные вещи. Даже не будучи запущенным в серию, BD-5 уже успел произвести настоящий фурор среди пилотов-любителей. Испытания еще не были закончены, а компания Беде имела почти 4,5 тысячи предзаказов!

К середине 1973 года самолет был полностью готов, за исключением проблемы с двигателем. Двигатели, предлагаемые поставщиками, не устраивали Беде – то стоимость была высокой, то мощность маленькой. В результате первоначальная стоимость самолета неуклонно повышалась.

Удивительная история воздушного малыша BD-5
Удивительная история воздушного малыша BD-5

Тем не менее, 5100 самолетов так или иначе были поставлены покупателям. После этого в 1979 году компания Беде обанкротилась – главным образом, из-за неспособности авиаконструктора вести дела.

Не последнюю роль в банкротстве сыграл и тот факт, что самолет оказался на деле не таким простым в управлении и сборке, как обещала реклама. Реальное время сборки не слишком опытным пользователем составляла в 6-7 раз больше обещанного.

Удивительная история воздушного малыша BD-5
Удивительная история воздушного малыша BD-5

Беде успел выпустить несколько тысяч машин и предложить разные модификации – была версия даже с реактивным двигателем. А вообще, специалисты отмечали крайне грамотную компоновку самолета – близкую к идеалу, если таковой вообще существует. Многие из авиаторов считаю Беде шарлатаном, разбогатевшим на грамотно поставленной рекламе, другие же считают его за гениального, но не раскрытого полностью конструктора. Так или иначе, Джим Беде был человеком явно незаурядным. И сегодня многие из его миниатюрных самолетиков, ставших культовыми, еще летают.

Удивительная история воздушного малыша BD-5
Удивительная история воздушного малыша BD-5

После BD-5 Джим Беде спроектировал еще несколько самолетов, не получивших распространение. И в 2015 году он умер в возрасте 82 лет.

Удивительная история воздушного малыша BD-5
Удивительная история воздушного малыша BD-5