Зачем внутри ж/д пути дополнительные рельсы?

23k full reads
25k story viewsUnique page visitors
23k read the story to the endThat's 90% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Многие из нас наверняка обращали внимание на железнодорожные пути – во многих местах между основными рельсами зачем-то находятся дополнительные. Причем эти дополнительные рельсы есть далеко не везде. Зачем же они нужны?

Зачем внутри ж/д пути дополнительные рельсы?

Ответ частично кроется в их название. Такие рельсы называются контррельсами. Они выполняют чрезвычайно важную функцию в железнодорожном движении – обеспечивают безопасность проходящих железнодорожных составов.

Установка контррельса
Установка контррельса
Установка контррельса

Основной элемент ходовой части любого вагона – это вагонная тележка, на которую опирается кузов. Тележка обладает достаточно малой колесной базой (по сравнению с длиной самого вагона), и это позволяет вагону проезжать по путям достаточно малого радиуса. Но в целях безопасности движения подобные места обязательно оборудуются охранными контррельсами. Если по каким-то причинам на внешнем рельсе кривой произойдет подъем колеса, и оно станет катиться по реборде, охранный контррельс не даст вагону сойти с рельсов.

Контррельс в кривой
Контррельс в кривой
Контррельс в кривой

Очень часто охранный контррельс устанавливают с большой шириной желоба между ним и рабочим рельсом. В этом случае он не может предотвратить сход вагона с рельсов, но не даёт вагонной тележке развернуться на путях и пойти в сторону, выводя вагон на прямолинейный участок пути.

Вагонная тележка и контррельсы
Вагонная тележка и контррельсы
Вагонная тележка и контррельсы

Точно такие же охранные контррельсы всегда подлежат укладке на железнодорожных мостах, где любая, даже небольшая авария может привести к катастрофическим последствиям.

Контррельс всегда применяется и на стрелочных переводах, предотвращая удар ребордой колеса в сердечник крестовины и обеспечивая правильный ход колесной пары.

Контррельсы на стрелочном переводе
Контррельсы на стрелочном переводе
Контррельсы на стрелочном переводе

Существуют также и рабочие контррельсы. Они применяются в пределах кривой малого радиуса (до 250 метров), но служат не только для охранной задачи, а позволяют уменьшить динамические нагрузки на наружный рельс и предотвратить боковой износ колес и рельсы.

Дело в том, что при прохождении кривых действующая центробежная сила «прижимает» к внешней нити реборду внешнего колеса, а на внутреннее колесо нагрузка падает. Рабочий контррельс позволяет выровнять нагрузку: колеса, идущие по внутренней нити будут в него упираться.

Зачем внутри ж/д пути дополнительные рельсы?