В России сгорел единственный авианосец и флагман флота. Что делать дальше?

19 December 2019

Пожар на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» унес жизни 2 человек, а еще 14 пострадали в результате ЧП. Со ссылкой на источники на Северном флоте также сообщается, что материальный ущерб достигает 95 млрд рублей, что практически равно остаточной стоимости корабля (110 млрд). Официально же власти по-прежнему называют происшествие несущественным и говорят о том, что сгорели вспомогательные помещения, а вооружение и ключевое оборудование внутри корабля удалось спасти от огня.

Боеготовность "Адмирала Кузнецова" и раньше вызывала вопросы, а сейчас корабль серьезно пострадал из-за пожара
Боеготовность "Адмирала Кузнецова" и раньше вызывала вопросы, а сейчас корабль серьезно пострадал из-за пожара

«Адмирал Кузнецов» уже не первый год находится в центре внимания, в основном в негативном контексте – во время дальнего похода к берегам Сирии европейские и американские СМИ смаковали «дымящий» (из-за проблем с силовой установкой) крейсер, а также случаи неудачных посадок авиации на его палубу. Боеготовность корабля давно вызывала вопросы, а некоторые военные эксперты называют данный проект самым неудачным в истории отечественного флота. В результате с 2017 года крейсер находится на модернизации на мурманском судоремонтном заводе в Росляково. На эти цели планировалось потратить около 50 млрд рублей.

Что сейчас известно о ремонте «Кузнецова»?

Модернизация крейсера также проходит с многочисленными происшествиями. В октябре 2018 года на палубу с высоты 15 метров упал башенный кран, а в декабре 2019 произошел крупный пожар, в результате чего срок возвращения корабля в состав ВМФ России может быть перенесен, как минимум, на год-полтора. Изначально планировалось, что флагман флота вернется на боевое дежурство уже в 2021 году.

В качестве основной причины пожара рассматривается неубранная куча мусора в трюме, которая воспламенилась при проведении сварочных работ. Если проверка подтвердит эту версию, то речь однозначно идет о нарушении всех мыслимых норм безопасности при проведении работ на судоремонтном заводе. Также в качестве причины называют и поджог с целью скрыть хищения и отставание от графика работ.

Сумма ущерба в 95 млрд практически равна стоимости самого корабля, но она включает в себя и повреждение оборудования судоремонтного предприятия. Те, кто говорит, что теперь крейсер проще построить заново совсем не понимают, что такое кораблестроение – новый корабль такого класса может быть готов не ранее, чем через 7-10 лет, в то время как ремонт «Кузнецова» завершится не позднее, чем через 3 года.

Когда начнут строить новые авианосцы?

Руководство ВМФ России и оборонно-промышленного комплекса регулярно заявляют о скором начале строительства атомных авианосцев нового поколения. Впервые модель такого корабля была представлена еще в 2013 году, но к настоящему моменту не готов даже проект «Шторма», не проведены все необходимые НИОКР и, что самое главное, в РФ нет ни одного стапеля, на котором можно было бы строить корабли такого класса.

Таким образом, даже если всерьез заняться строительством новейших авианосцев прямо сейчас, то несколько лет потребуется только на проведение подготовительных работ, так что с учетом времени на постройку самого корабля он сможет войти в состав флота не ранее 2030-35 годов. Примерно столько же времени ушло у китайцев на строительство первого полностью китайского авианосца. В этом деле чудес не бывает.