Двухблочный усилитель из 80-х: Marantz SC9 + Marantz SM9

1,1k full reads
3k story viewsUnique page visitors
1,1k read the story to the endThat's 39% of the total page views
2 minutes — average reading time
Двухблочный усилитель из 80-х: Marantz SC9 + Marantz SM9

Вчера была статья про младшую модель этого двухблочника: Marantz SC8 + Marantz SM8, которая встречается на аукционах достаточно часто, а сегодня речь пойдет про более редкую и более дорогую модель: Marantz SC9 + Marantz SM9. Попадалась мне всего один раз, но в очень хорошем техническом и косметическом состоянии. Начнем в этот раз с оконечника.

Оконечный усилитель Marantz SM-9

Marantz SM-9
Marantz SM-9
Marantz SM-9

Еще один топовый монстр со стрелками от уважаемой фирмы, выпущенный в начале 80-х годов. Стоил аппарат в Японии 255000 Йен в 1982 году (около 1100$). SM-9 кардинально отличается от SM-8, то есть не имеет с ним ничего общего конструктивно и значительно отличается схемотехникой. По моему глубокому убеждению, оконечник SM-9 является более удачной и более надежной конструкцией, чем его предшественник, практически никогда не выходит из строя, если туда не совать "кривые руки". Ток покоя у него небольшой, порядка 70 мА на пару выходных транзисторов, работает в классе АВ (SM-8 до 30 Вт остается в А классе), но SM-9 имеет существенно большую энерговооруженность блока питания, более мощный сетевой трансформатор. В фильтре питания 4 емкости по 15000 мкФ. Кстати, именно этот оконечник встроен и в полный УМ Marantz PM-8 (про него тоже есть статья), что было не очень хорошей идеей, с моей точки зрения, но об этом чуть позже.

 Marantz SM-9, вид изнутри
Marantz SM-9, вид изнутри
Marantz SM-9, вид изнутри

Выходной каскад имеет по две пары мощных (200 Вт) транзисторов 2SC2589+2SA1109, которые являются достаточно высоковольтными (180 В) и высокочастотными (30 МГц). Найти замену из современных им легко по всем параметрам, кроме верхней граничной частоты - в корпусе ТО-3 полных аналогов просто нет, даже близко. Но аппарат, как было уже сказано выше, очень надежный, поэтому особо заморачиваться не стоит
Выходные терминалы пружинные, аж на три пары АС, с возможностью коммутации с передней панели.

Акустические терминалы
Акустические терминалы
Акустические терминалы

Провод зажимается довольно неплохо, но акустический кабель сечением больше 2.5 кв.мм. впихнуть туда затруднительно.
Оконечник легко можно подключить без преда - есть регулировка входного уровня. Аппарат УПТ - усилитель постоянного тока. Разделительных конденсаторов на пути сигнала нет.

Технические параметры Marantz SM-9, заявленные производителем:

Power output: 150 watts per channel into 8Ω (stereo)

Frequency response: DC - 100kHz

Total harmonic distortion: 0.01%

Damping factor: 100

Input sensitivity: 1.5V

Signal to noise ratio: 120dB

Speaker load impedance: 4Ω (minimum)

Dimensions: 474 x 172 x 345mm

Weight: 23.5kg

Year: 1982

Предварительный усилитель Marantz SC-9

Marantz SC-9
Marantz SC-9
Marantz SC-9

Ситуация с предусилителем аналогичная - сходства с SC-8 практически никакого, но качество аппарата также выше. Стоил немало - 185000 Йен в 1982 году (около 750$). Пред имеет отключаемый блок тембров и режим полного "директа", когда остается только входная-выходная коммутация и регулятор громкости. В обычном режиме задействован очень широкий функционал, даже избыточный, я считаю. Все эти многочисленные регуляторы и коммутаторы являются потенциально слабыми местами в усилителе и могут доставить много неприятностей, если состояние аппарата не особо хорошее.

Marantz SC-9, вид изнутри
Marantz SC-9, вид изнутри
Marantz SC-9, вид изнутри

Этот пред также вошел в состав полного усилителя PM-8, в результате чего и родился этот непонятный "монстрик" - для создания PM-8 конструкторам пришлось впихивать "невпихуемое" - оба агрегата SM9 + SC9 "затолкали" в один корпус, который чуть-чуть больше, чем корпус оконечника SM-9. Ремонтопригодность преда в составе РМ-8 очень низкая получилась. Но об этом расскажу в следующей статье.

Технические параметры Marantz SC-9, заявленные производителем:

Frequency response: 20Hz to 20kHz

Total harmonic distortion: 0.004%

Input sensitivity: 0.2mV (MC), 2mV (MM), 150mV (line)

Signal to noise ratio: 70dB (MC), 88dB (MM), 104dB (line)

Output: 150mV (line), 1.5V (Pre out)

Dimensions: 474 x 172 x 266mm

Weight: 11.5kg

Year: 1982

Звучание
Оконечник имеет высокое разрешение, отличную эмоциональную подачу, не напрягает слух, а по мощи и масштабности звука напоминает
Adcom GFA-555 II. Строит сцену шире АС и с хорошей глубиной. Дает отрыв звука от АС. По звуку лучше младшей модели Marantz SM8, но не глобально.
А вот пред SC-9 существенно лучше своего младшего брата
Marantz SC8 по звучанию. То есть, оконечник и в этой паре выше преда уровнем, но разница - не такая пропасть, как в двойке SC8+SM8.

Вывод

Очень хороший двухблочный усилитель. Оконечник - просто отличный. Минус - пара встречается редко, а стоит дорого. Не нашелся сервис мануал.

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.

Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F

Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W

Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD

Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S

Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880

Lo-D HMA-9500 /// Sansui AU-D33 /// Rotel RA-945 /// Scott 480A

OMAK JEWEL ONE & OMAK JEWEL TWO /// Akai AM-2850 /// Akai AM-69

Uesugi U-Bros-1 /// Akai AM-95 /// Plinius SA Reference /// Proton AP-1000

Proton D-1200 /// Sansui AU-a907MR /// Marantz SC8 + Marantz SM8

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)