Prophetmaster Audio
10 154 subscribers

Флагман начала 90-х: Yamaha AX-2000

3,6k full reads
8,9k story viewsUnique page visitors
3,6k read the story to the endThat's 40% of the total page views
5,5 minutes — average reading time
Флагман начала 90-х: Yamaha AX-2000

Yamaha AX-2000 - полный усилитель со встроенным ЦАП 16 бит/32-44.1-48 кГц (PCM56P). В сети есть информация, что он начал выпускаться в 1987 году, но в каталоге продукции Yamaha усилитель появился только в 1990-м, поэтому в заголовке обозначено начало 90-х. Стоил он 230000 Йен или около 1600 Долларов США, по имеющейся у меня таблице перевода курса валют.

Усилитель может управляться с пульта, но оригинальный пульт (Yamaha RS-AX2000) найти сложно и стоит он несуразных денег на аукционах (150-500 Евро). Однако если не нужен аутентичный внешний вид пульта, то можно купить, совсем недорого, перепрошитый и полноценно управлять всеми функциями, если не смущает, что на кнопках будут совсем другие обозначения:).

Yamaha AX-2000
Yamaha AX-2000
Yamaha AX-2000

В комментариях меня часто спрашивали о разнице между усилителями Yamaha A-2000 и Yamaha AX-2000, но ответить на этот вопрос не мог - если первых у меня побывало более 20 шт, включая Yamaha A-2000а, то АХ-2000 не попадался ни разу. Теперь появилась возможность исследовать и послушать данный аппарат, чем и занялся.

Технические параметры, заявленные производителем:

Флагман начала 90-х: Yamaha AX-2000
Флагман начала 90-х: Yamaha AX-2000

Начну с того, что несмотря на внешнее сходство и такую же цифру в названии модели, в схемотехнике этих двух усилителей практически ничего общего нет: в Yamaha A-2000 четыре оконечных усилителя (по два на канал), один в классе А с низким напряжением питания, а другой в классе АВ с высоким напряжением питания и небольшим током покоя, включены они своеобразным мостом. То есть, на выходе к АС все терминалы "горячие", земли нет. Это сделано для того, чтобы аудиосигнал отвязать от цепей питания. Yamaha АХ-2000 построен по классике - оконечный усилитель в каждом канале один, черный терминал выхода на АС гальванически связан с шиной "земли". Схему упростили, но поставили по три пары выходных транзисторов Sanken (в Yamaha A-2000 было по две пары), что позволило увеличить максимальный допустимый ток, отдаваемый в нагрузку.

Плата оконечного УМ одного канала Yamaha АХ-2000
Плата оконечного УМ одного канала Yamaha АХ-2000
Плата оконечного УМ одного канала Yamaha АХ-2000

На нагрузке 8 Ом отдаваемая мощность у них одинаковая (130 Вт), а на 4 Ом уже заметно отличается - 180 Вт у Yamaha A-2000 и 220 Вт у Yamaha АХ-2000. Мощность увеличили, но уменьшили суммарную емкость основных конденсаторов фильтра питания и сделали их общими для двух каналов: в АХ-2000 только две банки по 27000 мкФ, а у старенькой A-2000 четыре емкости по 22000 мкФ ( для УМ класса АВ) и еще четыре по 33000 мкФ, которые на 6.3 В, установлены на платах оконечников и питают УМ в классе А. Хорошо так, урезали.

Вид изнутри со стороны верхней крышки
Вид изнутри со стороны верхней крышки
Вид изнутри со стороны верхней крышки
Вид изнутри со стороны нижней крышки
Вид изнутри со стороны нижней крышки
Вид изнутри со стороны нижней крышки

Но навернули усилитель по полной - в целом, схема Yamaha АХ-2000 намного сложнее и конструктив содержит существенно больше деталей. Частично, это благодаря встроенному ЦАП, но заметный вклад внесен и организацией электронного управления селекторами входов и выходов как аудио сигналов, так и видео. Инженеры Yamaha применили электронную коммутацию сигналов в АХ-2000, но сделали ее не на ширпотребных микросхемах, а на дискрете - на полевых транзисторах. По звучанию это сильно лучше коммутационных микросхем, но очень сложно и громоздко.

Платы коммутации аудио сигналов
Платы коммутации аудио сигналов
Платы коммутации аудио сигналов
Цифровые входы и выходы
Цифровые входы и выходы
Цифровые входы и выходы
Плата коммутации видео
Плата коммутации видео
Плата коммутации видео
Плата селектора и регуляторов
Плата селектора и регуляторов
Плата селектора и регуляторов

В начале 90-х цифра уже заметно потеснила винил, что не могло не сказаться на качестве встроенных в усилитель ММ и МС корректоров. Они выполнены на отдельных платах, но оба на ОУ, с цепью коррекции в обратной связи.

ММ корректор
ММ корректор
ММ корректор
МС корректор
МС корректор
МС корректор

Такие я даже не подключаю слушать в систему. Это не аудиокомпонент в усилителе, это просто опция, "чтоб было". В Yamaha A-2000 корректор очень хороший, но она и выпущена была раньше, когда популярность винила была еще на высоте.

Функционально , касаемо аналоговой части, оснащение Yamaha AХ-2000 аналогично Yamaha A-2000, нет только режима Richness, который изменяет звучание на НЧ, и кроме аудио магнитофонов он может коммутировать hi-fi stereo видеомагнитофоны. Основное отличие заключается в наличии на борту очень даже неплохого ЦАП, который находится в своем отсеке омедненного шасси и закрывается наглухо крышкой.

Вид сверху с закрытой крышкой над ЦАП
Вид сверху с закрытой крышкой над ЦАП
Вид сверху с закрытой крышкой над ЦАП

Что касается "фамильных болячек", то они в Yamaha AХ-2000 точно такие же, как в Yamaha A-2000 или Yamaha A-2000а: куча непропая, черные контакты реле, умирающие электролитические емкости. В данном экземпляре, который находится в прекрасном состоянии, две пары оконечных транзисторов из трех (в обоих каналах) висели в воздухе - аппарат реально работал на одной паре. Правда, если в старой Ямахе лопнутыми, как правило, являются пайки на ногах самих оконечных транзисторов, тут в воздухе висели эмиттерные резисторы. Советую как следует их пропаять и убедиться, что не треснуты сами дорожки вокруг пайки - у меня было именно так, дублировал медными проволочками до ближайших паек других деталей на плате. Реле тут три - отдельно релюшка для подключения наушников. Её пришлось заменить, так как покрытие на контактах не сохранилось. Остальные два очистились нормально.

Плата с реле защиты и выходными фильтрами
Плата с реле защиты и выходными фильтрами
Плата с реле защиты и выходными фильтрами

Входные разъемы все с покрытием, достаточно стойким, выходные терминалы более надежные, чем в предыдущих моделях, но тоже не позволяют подключать бананы.

Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели
RCA разъемы
RCA разъемы
RCA разъемы
Выходные терминалы для АС
Выходные терминалы для АС
Выходные терминалы для АС

Электролиты в усилителе заменил все, на оригинальные Nichicon серий KZ, FG, FW, KA и PW. Биполярные ставил Nichicon Muse. Хочу только сразу предупредить: там их очень много! Если в Yamaha A-2000 их 56 штук, не считая больших банок, то тут почти втрое больше:

Весь набор из  Yamaha AХ-2000
Весь набор из Yamaha AХ-2000
Весь набор из Yamaha AХ-2000

Если точнее, то 153 штуки. Не все они сдохли, но решено было заменить полностью.

После замены электролитов "погрел" усилитель несколько часов, настроил ток покоя по сервис мануалу и послушал с внешнего источника и через встроенный ЦАП.

Сначала послушал с внешнего источника, с проигрывателя - Marantz SA-15S1. Надо сказать, что сразу обращает на себя внимание высокое разрешение усилителя, наличие мельчайших деталей в звучании малых и больших составов музыкантов. Подача эмоциональная, но немного агрессивная, как мне показалось. Лирические композиции на ней слушать можно, но нежности в ней мало. В этом плане Yamaha A-2000 предпочтительней - разрешение у нее чуть поменьше, но она более нейтральна, звучит более слитно и эмоционально богаче. Скорее всего, некоторый окрас у Yamaha AХ-2000 вносит электронная коммутация сигнала.

Yamaha AХ-2000
Yamaha AХ-2000
Yamaha AХ-2000

Когда подключил через коаксиальный кабель, используя свой проигрыватель как транспорт, то звук изменился - встроенный в усилитель PCM56P от Burr-Brown - это хороший ЦАП, но ценовая категория имеющегося проигрывателя повыше, поэтому в общем стало похуже, хотя характер подачи музыки усилителем изменился не сильно. Резюмируя, можно сказать, что встроенный ЦАП хорош и уступит только не очень бюджетным проигрывателям, но хайрез 24 бит\96\198 кГц на нем не покрутить.

Красив он, конечно, радует глаз и приятный на ощупь. И деревянные бока очень органично вписываются в общую картину.

Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои.

Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11 /// Sansui-A80

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 0 /// Nakamichi RE-1

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F

Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W

Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD

Sansui AU-alfa999DG /// Scott 480A /// Akai AM-69 /// Threshold 400A

Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S

Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880

Lo-D HMA-9500 /// Sansui AU-D33 /// Rotel RA-945 /// Yamaha C-2

OMAK JEWEL ONE & OMAK JEWEL TWO /// Akai AM-2850 /// Yamaha B-2X

Uesugi U-Bros-1 /// Akai AM-95 /// Plinius SA Reference /// Grundig SV-50

Эстония УП-010 и Эстония УМ-010 /// Victor A-X1000 /// Yamaha A-2000a

Harman Kardon HK-970 /// Technics SU-V620 /// Proton AP-1000

Proton D-1200 /// Sansui AU-a907MR /// Marantz SC8 + Marantz SM8

Marantz SC9 + Marantz SM9 /// Sansui AU-D907 /// Musical Fidelity A-1

Yamaha CX-2000 /// Pioneer SA-6200 /// Marantz PM-80 /// Sansui B-2102

Tandberg 3002A /// Leak 3900A /// Exclusive M4A /// Kyocera A-710

QUAD 405 /// Marantz PM-66SE /// Tandberg 3006A /// Lo-D HA-400

Leak Stereo 30 /// Technics SU-C7000 /// Technics SU-A200

С уважением, О. Шаманков ( Prophetmaster )