Клонировали раз, клонируют и сейчас: Усилитель QUAD 405

10k full reads
18k story viewsUnique page visitors
10k read the story to the endThat's 59% of the total page views
3 minutes — average reading time
Клонировали раз, клонируют и сейчас: Усилитель QUAD 405

Усилитель QUAD 405 был разработан и выпускался в Великобритании еще в 70-х годах, но пользуется устойчивой популярностью у любителей музыки по сей день. Что не удивительно - конструкция сделана в духе минимализма, а звучит аппарат очень даже хорошо. Клонирован он был не раз: копия QUAD 405 выпускалась в Венгрии, а в СССР его схема печаталась для самостоятельного повторения в журнале "Радио" дважды (насколько я знаю) - сначала под редакцией О. Решетникова, а позднее в статье Ю. Солнцева. В промышленном варианте очень похожая схема была реализована в оконечнике 80-х годов "Орбита 50УМ-002". Сейчас китайские клоны QUAD 405 продаются и в виде готовых плат, и как наборы для самостоятельной сборки. Вот такая популярность образовалась у невзрачной с виду коробочки с туманного Альбиона:)

QUAD 405-2, вид изнутри (электролиты на платах уже поменяны)
QUAD 405-2, вид изнутри (электролиты на платах уже поменяны)
QUAD 405-2, вид изнутри (электролиты на платах уже поменяны)

Сказать, что схема "простая как три копейки" не могу - есть куда проще, но повторяемость у нее хорошая, с термостабильностью проблем никаких, так как оконечные каскады в классе В работают (ток покоя нулевой), а звук радует - отсюда такая востребованность и оригиналов, и клонов. Класс В для многих звучит как "приговор", но не в этом случае - в усилителе мощности QUAD 405 применена эффективная схема компенсации нелинейных искажений (типа ступенька), присущих работе оконечного каскада в В классе. В рамках статьи не буду углубляться в принцип работы схемы компенсации искажений в данном усилителе - об этом написано много статей и все они доступны во Всемирной Паутине.

Мне попался на замену электролитов и прослушивание модернизированный вариант - QUAD 405-2. Он не сильно отличается от первого и звучит аналогично, имея схожие параметры. Первое, что бросилось в глаза, что усилитель совсем небольшой по размеру, но при этом достаточно тяжелый - чуть ли не половину внутреннего пространства корпуса занимает очень солидный экранированный сетевой трансформатор.

Правый канал, еще до замены конденсаторов
Правый канал, еще до замены конденсаторов
Правый канал, еще до замены конденсаторов

Еще, в корпусе установлен выпрямитель, пара емкостей 10000 мкФ\63 В, две платы самого усилителя (левый и правый каналы), предохранитель, селектор напряжения и разъемы.

Плата левого канала еще до замены конденсаторов и силовые электролиты
Плата левого канала еще до замены конденсаторов и силовые электролиты
Плата левого канала еще до замены конденсаторов и силовые электролиты

Больше там нет ничего:) Ремонтопригодность высокая - платы легко вынимаются и отсоединяются, доступ ко всем остальным узлам хороший. Замена мелких электролитов тут минутное дело, а силовые емкости проверил и оставил на месте - они имеют до сих пор отличные параметры.

Плата одного канала усилителя мощности QUAD 405-2 (до замены электролитов)
Плата одного канала усилителя мощности QUAD 405-2 (до замены электролитов)
Плата одного канала усилителя мощности QUAD 405-2 (до замены электролитов)

Технические параметры QUAD 405-2, заявленные производителем:

Клонировали раз, клонируют и сейчас: Усилитель QUAD 405

Оконечный каскад оригинального усилителя квазикомплементарный - выполнен на транзисторах RCA одной проводимости (n-p-n). В клонах иногда использовалась и комплементарная выходная пара, и даже составные транзисторы.

Тыловая панель усилителя на фото ниже. Акустические терминалы только под разъемы типа "банан", входной разъем стандарта DIN.

QUAD 405-2, вид со стороны тыловой панели
QUAD 405-2, вид со стороны тыловой панели
QUAD 405-2, вид со стороны тыловой панели

Релейной защиты и задержки подключения АС в усилителе нет - подавление щелчков при включении и выключении решено схемотехнически, а функции защиты АС в аварийной ситуации выполняют предохранители в плечах питания каждой платы. Не самый лучший вариант, но есть и плюс: в цепи аудио сигнала нет контактной группы реле.

В 80-е годы я неоднократно паял различные схемы усилителей, опубликованных в журнале "Радио", но этот не пробовал делать - насколько я помню, меня тогда "напугала" необходимость самостоятельной намотки катушек индуктивности с точными номиналами, которые входят в состав деталей схемы компенсации искажений. Проблемой было достать нужные сердечники, да и измерить индуктивность было нечем.

Но теперь выпала возможность послушать оригинальный QUAD 405-2, чем с удовольствием воспользовался. С первых звуков из АС услышал, что аппарат серьезный и будет чем занять уши на ближайшие часа два. Часто бывает, что на прослушивание усилителя у меня уходит не более 5 минут: 2-3 трека по небольшому фрагменту послушаешь и то, через силу - если звука нет, это слышно сразу.

QUAD 405-2 слушал долго и с интересом - это меломанский аппарат, он как хороший исполнитель, старается что-то донести до слушателя. Однако если нужны динамические контрасты, то это не к нему. Горан Брегович, например, не "вжаривает", где надо, все норовит обойтись без "резких движений". Дури в УМ хватает - блок питания мощный, но как-будто скорости маловато. Это заметно и на симфонической музыке - слушал Шостаковича и Виртуозов Москвы Спивакова. Но в целом усилитель оставил очень приятные впечатления. Думаю, что эта же схема, на современной элементной базе, указанных недостатков (на мой субъективный слух) может и не иметь.

Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои, кроме первого и последнего - УМ после сборки просто забыл поснимать.

Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F

Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W

Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD

Sansui AU-alfa999DG /// Scott 480A /// Akai AM-69 /// Threshold 400A

Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S

Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880

Lo-D HMA-9500 /// Sansui AU-D33 /// Rotel RA-945 /// Yamaha C-2

OMAK JEWEL ONE & OMAK JEWEL TWO /// Akai AM-2850 /// Yamaha B-2X

Uesugi U-Bros-1 /// Akai AM-95 /// Plinius SA Reference /// Grundig SV-50

Эстония УП-010 и Эстония УМ-010 /// Victor A-X1000 /// Yamaha A-2000a

Harman Kardon HK-970 /// Technics SU-V620 /// Proton AP-1000

Proton D-1200 /// Sansui AU-a907MR /// Marantz SC8 + Marantz SM8

Marantz SC9 + Marantz SM9 /// Sansui AU-D907/// Musical Fidelity A-1

Yamaha CX-2000 /// Pioneer SA-6200 /// Marantz PM-80 /// Sansui B-2102

Tandberg 3002A /// Leak 3900A /// Exclusive M4A /// Kyocera A-710

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)