Квадрофонический ресивер из 70-х: Nordmende Quadronado QX-80

4 October 2019
1,8k full reads
1,5 min.
3,7k story viewUnique page visitors
1,8k read the story to the endThat's 51% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Квадрофонические системы имели определенный успех в 70-е годы, но из-за высокой стоимости такой техники - как четырехканальных источников, так и удвоенного количества каналов усилителей и АС, так и не прижились на рынке аудиоаппаратуры. Однако и аудио компонентов за эти несколько "квадрофонических" лет выпустили немало, и записей было издано достаточное количество. И вот он, редкий зверь - супернавороченный квадрофонический западногерманский ресивер начала 70-х годов Nordmende Quadronado QX-80, с фиксированными настройками и квазисенсорным управлением тюнером. Конструкция сложная - компоновка выглядит как у компьютера: «материнские платы» и множество слотов с «платами расширения» на каждой. Плат очень много, суммарное количество деталей ресивера впечатляет. Но сервис мануала или даже просто схемы к этому аппарату в открытом доступе нет. Удалось найти только заявленные производителем технические параметры:

Качество фото технических характеристик не очень высокое, но другого нет, к сожалению.

Вид со снятой верхней крышкой.
Вид со снятой верхней крышкой.
Вид со снятой верхней крышкой.

В виде таких "плат расширений" в ресивере установлены 4 усилителя с максимальной заявленной мощностью 15 Вт. УМЗЧ двухтактные, с однополярным питанием 40 В. Платы усилителей легко вынимаются и ремонтируются - схемотехника простая и вполне можно разобраться без сервис мануала.

Вид со снятой верхней крышкой. Хорошо видны платы УМ  - они красного цвета.
Вид со снятой верхней крышкой. Хорошо видны платы УМ - они красного цвета.
Вид со снятой верхней крышкой. Хорошо видны платы УМ - они красного цвета.

В ресивере сгорело 3 усилителя из 4, что произошло, вероятно, от перегрева. Выходная мощность завышена в параметрах, как мне показалось, – вряд ли он сможет работать длительное время на выходной мощности более 5-7 Вт на канал. Радиаторы охлаждения на платах УМ очень маленькие, на большой громкости лучше не гонять и не стоит подключать его к АС с импедансом менее 8 Ом. Все разъемы на задней панели стандарта DIN, естественно.

У ресивера общий регулятор громкости на 4 канала, но на передней панели два регулятора баланса - между левыми и правыми каналами и между фронтальными и тыловыми. Движки регуляторов баланса механически синхронизированы с красным светодиодом на темном поле, наглядно показывающим распределение мощности между четырьмя каналами.

Nordmende Quadronado QX-80. Индикация баланса в левой части передней панели.
Nordmende Quadronado QX-80. Индикация баланса в левой части передней панели.
Nordmende Quadronado QX-80. Индикация баланса в левой части передней панели.

Но если усилительная часть ресивера достаточно простая, можно даже сказать примитивная, то приемник тут выше всяких похвал – настоящее немецкое качество, в лучших традициях фирмы - Nordmende была одним из лидеров по качеству приема и оснащенности приемников. Но хотелось бы отметить, что такой аппарат есть смысл восстанавливать только если являешься настоящим фанатом квадрофонических винтажных ресиверов Nordmende:)))) – менять надо очень много электролитических емкостей, а также, реально под замену и все ползунковые потенциометры, необходимо очистить кучу почерневших разъемов и контактных групп, доступ к которым местами сильно затруднен. Вообще, ремонтопригодность аппарата достаточно невысокая, я бы сказал, что при высокой сложности устройства и отсутствии технической документации, относит аппарат к нерекомендуемым покупкам на рынке винтажной техники.

Звучит Nordmende окрашено, но очень приятно на слух. Звук мягкий, бархатистый.

Проспект фирмы начала 70-х годов
Проспект фирмы начала 70-х годов
Проспект фирмы начала 70-х годов

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои, кроме последнего скана из рекламного проспекта.

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио

Nordmende Quadronado QX-80

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)