Монстр из 70-х от Hitachi: Lo-D HMA-9500

21 February 2020
7,3k full reads
2 min.
16k story viewsUnique page visitors
7,3k read the story to the endThat's 45% of the total page views
2 minutes — average reading time

Lo-D HMA-9500 - оконечник, выпуска 1977 года с несколько нетипичной конструкцией. Все платы усилителя находятся в неглубоком "подвале", а в верхней части, под отдельными крышками, расположены емкости фильтра питания (36000 мкФ на канал) и сетевые трансформаторы.

Вид изнутри со стороны нижней крышки (подвал).
Вид изнутри со стороны нижней крышки (подвал).
Вид изнутри со стороны нижней крышки (подвал).

На фото выше видна вся электронная начинка оконечника - две платы усилителей левого и правого канала, а также плата силовых выпрямителей. Конструкция - полноценное "двойное моно". Компоновка вполне приличная, видно, что разработчики пытались сократить длину соединений.

Что интересно и не характерно для усилителей 70-х годов - оконечные транзисторы не висят на жгутах проводов, а впаяны непосредственно в платы, через специальные разъемы для корпусов транзисторов ТО-3.

Выходные полевики (находятся под крышкой на боковых панелях).
Выходные полевики (находятся под крышкой на боковых панелях).
Выходные полевики (находятся под крышкой на боковых панелях).

Выходные транзисторы полевые, их по две пары на канал, давно снятые с производства и не имеющие аналогов среди современных. Если сгорит оконечный каскад, то только искать донора или оригинальные транзисторы с разбора. Те, что продаются на Али (новые) - фейк, работать не будут. Один мой знакомый уже два месяца в поиске 4-х пар таких транзисторов для другого оконечника Hitachi. Продают их мало и редко, но дорого.

Lo-D  HMA-9500,  вид сбоку
Lo-D HMA-9500, вид сбоку
Lo-D HMA-9500, вид сбоку

Ремонтопригодность усилителя хорошая - если открутить и вынуть выходные транзисторы, то платы легко снимаются и можно паять. В этом оконечнике уже были заменены все электролиты, кроме силовых, на Ничиконы, поэтому его нужно было только настроить и послушать.

Сервис мануала конкретно к этой модели нет, только к версии MKII. Настройка сводится к установке нуля на выходе и тока покоя оконечных каскадов. Ток покоя нужен около 250 мА на канал и он после установки держится довольно стабильно, чего не скажешь о дрейфе нуля на выходе.

вид изнутри, платы.
вид изнутри, платы.
вид изнутри, платы.

На фото видны небольшие прямоугольные коробочки серого цвета - именно внутри них и находятся входные дифкаскады. С такой схемой тепловой стабилизации сталкивался не раз в усилителях 70-х годов - она малоэффективна, работает медленно и настраивается долго. При включении питания на выходе может быть до 200 мВ, что совершенно нормально для такой системы, а в течение нескольких минут устанавливается рабочее значение. В общем, удалось добиться уровня постоянки в установившемся режиме около 10 мВ, что очень даже неплохо. Однако стоит отметить, что процедуру настройки пришлось проводить раза три, давая радиаторам полностью остыть. То есть, на настройку нужно полдня, если сказать по простому:).

Если нуль на выходе толком не устанавливается и не держится, то потребуется замена дифкаскадов - не очень часто, но случается деградация транзисторов во входных каскадах, а измеряются они как полностью рабочие.

Технические параметры усилителя, заявленные производителем:

Выходные терминалы винтовые, но бананы вставить нельзя. Рядом со входными гнездами RCA есть переключатель - прямой вход (УПТ) или через пленочный разделительный конденсатор.

Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели

Звучание Lo-D HMA-9500 масштабное, мощное и напористое. Сцену строит, слух не напрягает и звук не красит. При увеличении громкости АЧХ на краях не валит и в крик не переходит. В целом усилитель мне понравился.

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F

Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W

Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD ///

Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S

Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880

Sansui AU-D33 /// Lo-D HMA-9500

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)