Оконечник из 80-х: Yamaha B-2X

1,4k full reads
3k story viewsUnique page visitors
1,4k read the story to the endThat's 47% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Оконечник из 80-х: Yamaha B-2X

Yamaha B-2X - очень хороший оконечник 80-х годов, который схематически и конструктивно практически не отличается от более известного и широко распространенного полного усилителя Yamaha A-2000. За исключением того, естественно, что в нем нет встроенного предварительного усилителя, с коммутацией и всяческими регуляторами, корректора для винила, а есть только оконечный усилитель и входные аттенюаторы, благодаря которым, его можно подключить напрямую к источнику звука.. Приятно и то, что этот аппарат для сети 220 В. Все 2000-е Ямахи 100-вольтовые.

Предварительный усилитель к этому оконечнику - Yamaha C-2, про него есть статья на канале.

Yamaha B-2X тоже содержит в себе 4 оконечных усилителя, два из которых работают в классе АВ с небольшим током покоя и имеют высоковольтное питание (+\- 66 В), а два других работают в классе А, но их питание низковольтное: всего +\- 4.5 В, а на вход поступает инвертированный по фазе сигнал. То есть, два оконечника, в принципе, включены мостом, но несимметричным по амплитуде сигнала. Однако при таком включении усилителей аудиосигнал не протекает по шинам питания и силовой земле - возможно этого и хотели разработчики Yamaha.

Yamaha B-2X, вид изнутри со стороны верхней крышки
Yamaha B-2X, вид изнутри со стороны верхней крышки
Yamaha B-2X, вид изнутри со стороны верхней крышки

Конструктивно, Yamaha B-2X является абсолютно симметричным и, в отличие от Yamaha A-2000, полностью построен по технологии "двойное моно" - в 2000-й силовая часть питается от одного трансформатора, но от разных вторичных обмоток, а у Yamaha B-2X свой силовой транс на каждый канал.

Yamaha B-2X, вид изнутри со стороны нижней крышки
Yamaha B-2X, вид изнутри со стороны нижней крышки
Yamaha B-2X, вид изнутри со стороны нижней крышки

Еще, в оконечнике (в сравнении с 2000-й) втрое увеличена емкость электролитов в усилителе с низковольтным питанием (вместо 2 х 33000 мкФ\6.3 В в каждом канале установлены по две емкости 100000 мкФ\6.3 В. В усилителе с высоковольтным питанием изменений нет - по два электролита 22000 мкФ\80 В в каждом канале.

Плата УМ левого канала
Плата УМ левого канала
Плата УМ левого канала
Плата УМ правого канала
Плата УМ правого канала
Плата УМ правого канала

На этих фото видно, что в оконечниках, которые с высоковольтным питанием, применены мощные транзисторы в крупных корпусах (МТ-200 ) с увеличенной допустимой рассеиваемой мощностью.

Технические параметры по данным производителя:

Оконечник из 80-х: Yamaha B-2X

В попавшем ко мне усилителе пришлось менять терминалы для АС. Хлипкие пластиковые разъемы - это беда большинства моделей Yamaha тех лет, а по прошествии времени пластик становится более хрупким и ситуация усугубляется.

Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели

Эта модель Ямахи побывала у меня дважды, в разное время - одна лет 5 назад, другая в прошлом году. В первой (ее фото в статье) ничего не менял, кроме выходных терминалов, а во второй поменял все электролиты, кроме банок 22000 мкФ\80 В. Слушал обе, естественно, но ожидания мои оправдались не полностью - звучит оконечник динамично и масштабно, он явно брутальнее встроенного в Yamaha A-2000 мощника, но ни со старыми емкостями, ни с новыми оригинальными Nichicon в Yamaha B-2X нет той утонченности и певучести, которая есть в 2000-й.

Трудно сказать в чем причина - отличия по комплектации небольшие, по конструкции - тоже минимальные, но по другому сделана разводка проводов по корпусу. Первое, что бросается в глаза - провод от входов RCA "обнимает" силовую емкость на своем пути.

По идее, его можно переделать по своему, если есть желание и время - может и запоет гораздо лучше.

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.

Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F

Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W

Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD

Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S

Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880

Lo-D HMA-9500 /// Sansui AU-D33 /// Rotel RA-945 /// Scott 480A

OMAK JEWEL ONE & OMAK JEWEL TWO /// Akai AM-2850 /// Akai AM-69

Uesugi U-Bros-1 /// Akai AM-95 /// Plinius SA Reference /// Grundig SV-50

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)