Полный усилитель 80-х годов: Yamaha A-2000

14 July 2019
8,1k full reads
13k story viewsUnique page visitors
8,1k read the story to the endThat's 59% of the total page views
3 minutes — average reading time

80-е годы, 100 В, верхний в линейке (если не считать юбилейной серии 10000-ной) и один из самых удачных усилителей Yamaha, с моей точки зрения.

Усилитель оснащен качественным ММ\МС корректором для винила с возможностью выбора входной емкости и входного сопротивления для разных картриджей, имеет развернутую коммутацию, имеет возможность управлять двумя магнитофонами. Усилитель может работать и как предварительный, и как оконечник, и как интегрированный. В режиме Direct отключаются все улучшайзеры, кроме регулятора громкости и режима Richness. У этого режима есть три позиции и при его включении происходит усиление самого нижнего баса. На АС с высоким срезом по НЧ этого может быть не слышно.

Yamaha A-2000
Yamaha A-2000
Yamaha A-2000

У меня побывало 18 экземпляров этой модели, в разном техническом и косметическом состоянии, однако проблемы у них были очень схожи - куча треснутых паек на всех платах, почерневшие контакты реле защиты, в большинстве аппаратов убитый регулятор баланса - почему именно он, даже не ясно. Поэтому, до прослушивания нужно было провести множество регламентных и других работ. Под замену идут мелкие электролиты, а частенько и банки 33000 мкФ\6.3 В. Все контактные группы подлежали тщательному восстановлению. Оба реле защиты АС, имеющие огромную площадь контакта, приходилось выпаивать и реально отмачивать в химии - черный налет окисла с пятаков сходил очень медленно. Добраться до этих реле не так просто - нужно выпаивать часть выходных терминалов.

Реле и выходные терминалы в сборе
Реле и выходные терминалы в сборе
Реле и выходные терминалы в сборе

На фото видно, что без демонтажа блока выходных терминалов, нельзя добраться до двух реле, которые нужно выпаять.

Места установки реле защиты
Места установки реле защиты
Места установки реле защиты

До чистки реле звук через контактные группы иногда просто не проходил, иногда фузил, как гитара через соответствующую примочку. Если УМ и начинал играть, то звуком не блистал.
Так как УМ очень тяжелый, то после транспортировки из Японии есть большая вероятность возникновения трещин в пайках, в результате падений и ударов в пути. Далеко не всегда спасает упаковка. В одном из экземпляров ноги выходных транзисторов одного канала почти все "висели в воздухе" - оторванные пайки едва касались платы.

Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки

Комплектация УМ очень приличная, регуляторы и переключатели оживают после читки и смазки (кроме баланса, обычно). В целом, конструктив усилителя очень добротный, шасси покрыто медью, которую, правда, местами подъедает коррозия. Оригинальные выходные терминалы хлипкие и неудобные, их лучше заменить, если нет боязни потерять аутентичность изделия.

Вид со стороны нижней крышки
Вид со стороны нижней крышки
Вид со стороны нижней крышки

Схемотехника усилителя нетривиальная - в нем 4 усилителя мощности, но он не мостовой и не балансный. Два усилителя питаются от высокого напряжения, а два от совсем низкого - 4 В (+) и 4 В (-). Там и емкости стоят по 33000 мкФ\6.3В в каждом плече. В основном питании установлено 4 емкости 22000 мкФ\75 В. Я и раньше замечал эти низковольтные банки большой емкости в других моделях Ямах, даже менял их несколько раз, но зачем они там никогда не задавался вопросом. В случае с Yamaha A-2000, которая зацепила меня своим превосходным звуком, стало интересно. В общем, применением такой схемотехники инженеры развязали цепи питания и земли от звукового тракта УМ. Подход дорогостоящий, но на звук повлиял явно положительно.

Плата оконечного усилителя
Плата оконечного усилителя
Плата оконечного усилителя

Все без исключения экземпляры, попавшие ко мне, потребовали полной настройки режимов по сервис мануалу, но дело осложняется тем, что сервис мануала на английском языке найти не удалось, в сети Интернет есть только на японском. Схему посмотреть и в нем можно, но процедуру настройки пришлось изучать самостоятельно.

Технические параметры по данным производителя:

Звучание

Звучание настроенного УМ превосходное. Усилитель не просто играет, он прям поет! В звуке есть и мощь, и масштаб, и тонкие материи, отличная микродинамика. Он очень музыкальный. Никакой отсебятины и окраса - тембры натуральные, звук живой. Звук отрывается от АС полностью, строится широкая и глубокая сцена в музыкальном пространстве. Локализация источников звука очень хорошая.
Этот усилитель в своем личном рейтинге винтажных УМ ставлю на первое место.

Этот аппарат может легко "заткнуть за пояс" большинство авторских конструкций. Это при том, что обычно ситуация выглядит наоборот - грамотная авторская конструкция чаще всего лучше промышленного изделия (в сфере усилителей).

Вывод

Лучший из протестированных мной винтажных усилителей. Однако купленный с аукциона может потребовать существенных затрат времени и средств для приведения в порядок.

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.

Все статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С

Sugden A-48II /// Dual CV-1460

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000

Винтажные усилители и их место в современном аудио

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)