Полный усилитель из 70-х: Revox B-750 MK-II

7 October 2019
1,4k full reads
2 min.
2,9k story viewsUnique page visitors
1,4k read the story to the endThat's 48% of the total page views
2 minutes — average reading time

Усилитель Revox B-750 MK-II выпускался в 70-е годы и является достаточно популярным в среде любителей винтажа. Самое интересное, что в этом аппарате все на разъемах, даже оконечные и драйверные транзисторы можно поменять, на включая паяльник. Но в этом его достоинстве и рождаются все беды - контактные группы все очень хорошего качества, с золотым покрытием, но время взяло свое: ничто не вечно, даже золото, если коррозия на контактах возникла под ним. У усилителя постоянно пропадал звук, то в одном канале, то в другом, то вообще в обоих, что какое-то время вполне себе "лечилось" ударом по корпусу. Однако после очередной "лечебной" процедуры звук пропал насовсем:)

Усилитель очень легко разбирается и ремонтируется, но заставить надежно работать всю эту кучу плат на разъемных соединениях, задача не простая. Некоторые разъемы (пораженные коррозией) пришлось заменить пайкой, так как других вариантов создать надежные контакты не придумалось. Естественно, что при разборке, если что случится, теперь нужно будет отпаивать провода, но это меньшее зло, чем гуляющие по платам "плавающие" неисправности.

Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки

Вторая проблема - европейского производства электролиты. Чаще всего, они менее живучи, чем японские. Если в японских усилителях 70-х, 80-х годов силовые электролиты еще вполне функциональны, обычно, а под замену попадают как правило мелкие, то тут пришлось менять все. Усилителей этой модели было за короткий период три штуки, поэтому есть какая-то статистика. Электролиты Roe и Frako с 70-х годов сильно подустали, как показывает практика. А на входе у B-750 стояли не обычные электролиты, а танталовые, замена которых на неполярные BG дала очень ощутимый положительный эффект. Конденсаторы фильтра блока питания существенно потеряли в емкости и были заменены на Elna немного большего номинала (6800 мкФ, вместо 4700 мкФ).

Плата оконечного усилителя одного канала
Плата оконечного усилителя одного канала
Плата оконечного усилителя одного канала
Плата оконечного усилителя одного канала
Плата оконечного усилителя одного канала
Плата оконечного усилителя одного канала

Потенциометры тут достаточно живучие и им хватило чистки химией и смазки, чтобы перестать шуршать и хрипеть, а с переключателями повозиться пришлось подольше: некоторые пришлось выпаивать с плат, разбирать и чистить окисел вручную, предварительно замочив в химии. Проливка из баллона очистителем контактов через щели корпуса переключателей не всегда помогает и в данном случае оказалась вообще бесполезна.

Технические параметры по данным производителя:

Усилитель по функционалу довольно стандартный и все его коммутационные возможности "читаются" по передней панели. Несколько органов управления спрятаны под "шторкой" - переключатель, соединяющий пред и оконечник, для совместного или раздельного использования, регулятор чувствительности винил корректора, переключатель его входного сопротивления и выход на запись Tape-2, в виде гнезда под джек 6.3 мм. Примечательно, что усилитель имеет два гнезда для подключения наушников - встречается не часто.

Передняя панель с открытой "шторкой"
Передняя панель с открытой "шторкой"
Передняя панель с открытой "шторкой"

После приведения аппарата в порядок пришло время его послушать. Звезд с неба он не хватает, но звучание не окрашенное, играет довольно простенько, сцена есть, но плосковата, однако он живой, есть хоть какая-то эмоциональная подача, в отличие от собрата Revox B-251.

В целом усилитель меня не впечатлил. Думаю, что его есть смысл брать, если нужно собрать стойку из компонентов Revox.

Разъемы для АС пружинные, на провод не более 2.5 кв. мм.

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио

Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)