Полный усилитель из 80-х: Denon PMA-970

8 July 2019
4,2k full reads
7,9k story viewsUnique page visitors
4,2k read the story to the endThat's 54% of the total page views
3 minutes — average reading time

Стоил 200000 Йен в 1980 году, то есть - около 900$. Аппарат большой, прочный и тяжелый. Обладает довольно скромной выходной мощностью для своего веса и габаритов – 80 Вт\4 Ом и 100 Вт\8 Ом. Класс АВ, с достаточно большим током покоя, порядка 300 мА. Радиаторы охлаждения соответствующие. Блок питания реализован на увесистом, глухо экранированном тороидальном трансформаторе, которого для заявленной выходной мощности должно хватать с запасом. В фильтре силового питания - две емкости по 33000 мкФ/71 В.

Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки

Компоновка, в целом, неплохая, с моей точки зрения – аудио часть отделена от БП радиатором охлаждения, входные цепи и коммутация почти по максимуму удалены от БП, плата с корректорами и предварительным усилителем экранирована со всех сторон – слева и справа радиаторами, а сверху и снизу дополнительными стальными крышками.

Вид со стороны верхней крышки со снятой экранирующей панелью
Вид со стороны верхней крышки со снятой экранирующей панелью
Вид со стороны верхней крышки со снятой экранирующей панелью

Нижняя находится на половине высоты радиаторов и отделяет пред от платы оконечного УМ, доступ к которому возможен только со стороны днища усилителя. Выходные терминалы и защита расположены недалеко от плат УМ. Однако, как и во многих других аппаратах, провода от входных разъемов RCA тянутся через весь этот огромный корпус на переднюю панель к коммутации и РГ:(

РГ, кстати, очень качественный – Noble. Эти потенциометры практически неубиваемы. Да и вообще, комплектация усилителя очень приличная, что и неудивительно, учитывая его очень высокую для тех лет стоимость.
Усилитель имеет два линейных входа, два входа для подключения виниловых проигрывателей с картриджами ММ и МС, а также весь коммутационный набор для управления двумя магнитофонами, то есть, в запасе еще пара линейных входов. Выход на наушники позволяет подключать головные телефоны с разным импедансом – есть переключатель на три положения: Low, High и Direct, четвертое отключает этот выход вообще. Аналогичный переключатель есть на задней панели для импеданса АС – Low или High, выбирается в зависимости от того, сколько пар АС подключено и с каким они импедансом. Тонкомпенсация, тембры, сабсоник и ВЧ фильтры присутствуют, но все отключаемое.

Выходные терминалы винтовые, но толстый провод зажать не позволяют, использовать бананы – тоже.
Аппарат оснащен собранным на дискрете ММ/МС RIAA корректором
с пассивной сосредоточенной коррекцией! – встречается крайне редко, по моему опыту, даже в топовых усилителях.
Этот факт сподвиг меня подключить его к проигрывателю, что делаю сейчас с тестируемыми УМ достаточно редко и без всякого энтузиазма, так как давно стало просто неинтересно: хорошие встроенные корректоры являются большой редкостью, а в основной своей массе они никакие - то есть, пустая трата времени.

Прослушивание с цифрового источника
Слушал его часа три в выходные и могу сказать, что давно прослушивание усилителей у меня не вызывало столь противоречивых мыслей. Отмечу в самом начале, что УМ высокого уровня, иначе мое прослушивание закончилось бы минут через 10-15 после начала.

Теперь по порядку.
Усилитель сочетает в себе два таких качества, как безудержная мощь и некоторая ограниченность в макродинамических показателях. То есть, увеличивая громкость, вплоть до режима «слишком громко», чувствуешь, что ему все по плечу, если не сказать в более сильном выражении – каши нет, крикливости нет, края диапазона не заваливаются, плотность звука не теряется, но когда он находится в нормальном режиме - на малом и среднем уровне громкости, то записи с пиками и широким динамическим диапазоном не особо впечатляют. Нет ожидаемого от такого монстра «макродинамического удара». Конечно, макродинамика присутствует, но как-будто ее кто-то чуть приплющил.
Музыкальное разрешение и микродинамические показатели на высоте, сцена глубокая и широкая, локализация источников звука хорошая, но картину немного смазывает присутствие некоторого окраса в области СЧ, который, по-видимому, является следствием наличия небольшого смещения тонального баланса вверх. А оно, в свою очередь, спровоцировано формой АЧХ на НЧ – бас у усилителя очень сочный и мощный, даже показалось, что с некоторым подъемом в области 40-150 Гц, но инфраниз подрезан. Хард рок и тяжелый метал воспроизводятся на ура, при этом.
При всей прозрачности звучания немного не хватает воздушности на ВЧ, есть небольшая зажатость в этом диапазоне. Что касается передачи эмоций, то усилитель это делает, но самых тонких материй не задевает. То есть, ноги в пляс пойдут, если будет соответствующая музыка, послушать отвязную джаз банду или тяжелый блюз под стаканчик виски с содовой – тоже отлично, но для многого другого его возможностей эмоциональной подачи может оказаться недостаточно.

Прослушивание с винилового источника
Подключал его к источнику с ММ картриджем. Зная свою ММ голову Victor, могу сказать, что я был ею очарован. Жаль, что моей МС головы Denon DL-103R в наличии не было (дал послушать человеку) и не удалось подключить с ней. В общем, не буду много расписывать тут, но могу сказать, что корректор RIAA в этом усилителе отличный. Пластинки слушались с удовольствием. Те недостатки АЧХ, которые проявились с цифрой, в аналоговом тракте тоже присутствовали, но в меньшей степени бросались в уши.

Вывод
Аппарат высокого класса по звучанию, очень добротной конструкции и отличной комплектации. Корректор для винила очень хороший, просто замечательный.

Статья подготовлена по материалам моего обзора на Форуме vegalab.ru, все фото мои.

Все статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С

Sugden A-48II /// Dual CV-1460

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800

Denon PMA-970

Винтажные усилители и их место в современном аудио

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)