Редкий ресивер 70-х: Sharp STA-41

1,3k full reads
2,8k story viewsUnique page visitors
1,3k read the story to the endThat's 49% of the total page views
2 minutes — average reading time
Редкий ресивер 70-х: Sharp STA-41

Как известно, под маркой Sharp выпускалась очень популярная и многими любимая портативная аудиотехника, а Hi-Fi компоненты Sharp на рынке присутствовали как Optonica. Редко, но все-таки встречаются и стационарные компоненты Sharp. Этот ресивер - один из них. Аппарат выполнен на полупроводниковой элементной базе, имеет классический дизайн 70-х годов и типичную для того времени внутреннюю компоновку. Частично присутствует навесной монтаж, но основная часть электронных компонентов размещены на печатных платах.

Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки

Все платы установлены на стальном шасси с вырезами, обеспечивающими доступ к платам с обратной стороны. Ремонтопригодность ресивера достаточно высокая, добраться можно без труда почти везде. Но разъемов на соединительных проводах между платами нет, поэтому вытащить какую-либо плату полностью можно только отсоединив идущие к ней проводники. Соединения сделаны накруткой зачищенного провода на штырь квадратного сечения - надежно, но они одноразовые. Если накрутку снять, то потом обратно так не накрутить - вариант один: все как следует зачистить и паять. Паяются эти штыри так себе, кстати.

Вид со стороны нижней крышки
Вид со стороны нижней крышки
Вид со стороны нижней крышки

Заявленные технические параметры по данным производителя:

Редкий ресивер 70-х: Sharp STA-41

Ресивер, несмотря на полностью оригинальную комплектацию и свой солидный возраст, был полностью рабочим, а к недостаткам можно было причислить только шуршащие регуляторы и переключатели. Когда поменял все электролиты, почистил химией и смазал все переключатели и регуляторы, то он продолжил работать как работал, только перестал шуршать:)

Очень понравился приемник - на огрызок провода, попавшегося на глаза и привернутого в качестве антенны, он принимает все и при уверенном стерео. Есть режим AFC, который блокирует эфирные шумы в промежутках между радиостанциями.

Усилительная часть ничего особенного из себя не представляет - типичный звук бюджетного усилителя 70-х годов, но заявлена довольно высокая выходная мощность для данного класса аппаратуры тех лет - 50 Вт на канал. Правда, ни мощность блока питания, ни площадь радиаторов охлаждения не внушают особого доверия к тому, что ресивер способен долговременно работать под полной нагрузкой.

Оснащение ресивера стандартное - регуляторы громкости и баланса, неотключаемый темброблок НЧ и ВЧ, тонкомпенсация (отключаемая), фильтры ВЧ и НЧ, режим приглушения громкости (Muting), переключатель моно\стерео, коммутируемый выход на две пары АС, возможность управления одним магнитофоном.

Вид со стороны задней панели
Вид со стороны задней панели
Вид со стороны задней панели

Линейных входа всего два - Aux и Таре. Есть встроенный ММ корректор для винила и вход Tape Head - для сигнала прямо с головки магнитофона. То есть, ресивер может выполнять функции внешнего усилителя воспроизведения для магнитофона, имеющего соответствующий выход. Встречается такой вход в усилителях и ресиверах 60-х годов, чаще всего. В начале 70-х и позже - уже почти нет. Честно говоря, так ни разу и не попробовал подключение магнитофона к усилителю через этот вход. Когда у меня бывали магнитофоны, имеющие такой выход, некуда было воткнуть и наоборот - было куда, но не было что:)

Терминалы для подключения АС не очень удобные - можно зажать только оголенный провод небольшого сечения и крутить нужно отверткой. Для АС 8 Ом и 16 Ом клеммы отдельные. На акустику 4 Ом ресивер вообще не рассчитан, судя по всему.

В общем, как винтажный ресивер, вполне себе достойный аппарат, имеющий коллекционную ценность, в том числе. Звучит без окраса, слух на комфортном уровне громкости не напрягает, но на ее повышение свыше 10 Вт реагирует завалом АЧХ на краях звукового диапазона, а если добавить еще, то переходит на крик с выпиранием средних частот. Сказывается недостаточная мощность и энергоемкость блока питания для заявленной выходной мощности. Зато в буклетах начала 70-х 50 Вт на канал смотрелись очень внушительно, на фоне многих других:)

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.

Все статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С

Sugden A-48II /// Dual CV-1460

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41

Винтажные усилители и их место в современном аудио

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)