Сделано в СССР: Усилитель Барк У-001

13 August 2019
12k full reads
3,5 min.
20k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 62% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Барки мне еще не попадались, а усилители Бриг У-001 производства конца 70-х - начала 80-х, с дискретным УН и квази комплиментарным выхлопом на КТ808, оставили очень хорошее впечатление, но это было уже давно - лет 15 назад.

Этот экземпляр Барк У-001 с одной парой КТ818 + КТ819 на выходе и с ОУ в усилителе напряжения. Все остальное по виду очень напоминает то, что я видел, открывая крышку у Бриг У-001. Про отечественные УМ, выпущенные в начале 90-х, отзывы плохие, в основном. Посмотрим, что тут наваяли.

Вид изнутри.
Вид изнутри.
Вид изнутри.

Усилитель практически в первозданном виде, абсолютно рабочий, были поменяны только все мелкие емкости, типа К-50-16. Большие электролиты по 15000 мкФ живее всех живых. Вскрытие показало, что этот усилитель еще застал приемку СССР и никаких явных косяков при комплектации и сборке допущено не было, судя по всему. В принципе, выглядит все очень даже прилично, как и в старых Бригах.

Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки

В Интернете очень много информации о всевозможных улучшениях и модернизации Бригов и Барков. Почитав некоторые из них, я понял, что существует множество модификаций сабжей, у которых есть отличия как в схемотехнике, так и в комплектации, и что единого рецепта быть не может. Ради прикола попытался в этом УМ найти детали, номиналы которых, "просто обязательно" нужно было существенно изменить, согласно одному из "опусов", но в данном аппарате их вообще нет:))) Указанных деталей нет, но есть другие, под этими же обозначениями (я нашел схемы разных лет, там и нумерация отличается). Представляю, что может неопытный владелец накуролесить по указанным методикам, если у него не совпадают обозначения на схеме с авторами методик.
У меня никаких задач апгрейда путем "исправления заводских косяков" и "косяков разработчиков" не стояло - человек хочет иметь аппарат как можно ближе к оригиналу.

Основные технические характеристики:
Номинальная выходная мощность на нагрузке 8 Ом, Вт............ 2х50.
Номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ 0,7 дБ, Гц ............................................................................. 20-25000.
Коэффициент гармоник в диапазоне 40...16 000 Гц, % ................... 0,1.
Коэффициент интермодуляционных искажений, % ..................... 0,15.
Разделение стереоканалов на частоте 1000 Гц, дБ ......................... 50.
Отношение сигнал/взвешенный шум для линейных входов, дБ ... 86.
Потребляемая мощность, Вт ............................................................. 150.
Габариты, мм ........................................................................ 452х372х118.
Масса, кг .................................................................................................. 15.

Конструкция УМ прочная, достаточно продуманная, но не очень удобная для ремонта и обслуживания - днище не является независимой крышкой, к нему все и привинчено. Разъемов на платах нет, все соединения на пайках, но пайка очень хорошая, ни одной трещины не обнаружено. Припой очень светлый, с малым содержанием свинца, видимо. Дискретные регуляторы громкости, тембров и галетники коммутации поработают еще лет 30.

Дискретный регулятор
Дискретный регулятор
Дискретный регулятор

Большой экранированный сетевой транс, такой же, как в Бриг 001. Энерговооруженность БП для УМ 50 Вт\8 Ом вполне достаточная и как минимум вдвое превышает то, что мы видим в буржуйском винтаже бюджетного сегмента - емкости силового питания 2х15000 мкФ. Регулятор громкости расположен после преда, на выходе буферного усилителя, что встречается только в продвинутых импортных УМ. Есть на задней панели DIN-заглушка, которая соединяет пред и оконечник - при ее удалении УМ можно использовать и как пред и как оконечник.
Все входные разъемы стандарта DIN, терминалы для АС хотя и винтовые, но толстый провод в них не зажать. Терминалов 6 штук для подключения 2-х пар АС, то есть, если подключать 8 проводов, то в минусовые клеммы УМ нужно будет запихать по два провода

Низкочастотного фона с линейных входов нет вообще, не слышно даже в наушниках при полной громкости. Есть небольшой фон, практически на уровне шумов, со входа для винилового проигрывателя с ММ картриджем. Шум, в отсутствие сигнала и максимальном положении РГ, совсем небольшой - в разы меньше, чем у старых Бригов 70-х.

Прослушивание

Чуда не свершилось, конечно, до топовых Сансуев, Онкио и Люксманов 80-х годов ему далеко, но с доброй половиной более бюджетных усилителей, представленных на канале, он вполне может поспорить, а многие ему сливают очень даже конкретно. Ресивер Nakamichi RE-1, например, - это жалкое подобие Барк У-001 по звучанию. Усилитель имеет правильный тональный баланс, у него отсутствует окрас, он строит сцену с не идеальной, конечно, но с вполне нормальной локализацией инструментов и голосов, звук практически не привязан к АС. Музыкальное разрешение среднее, эмоциональная подача есть, акценты расставлены правильно, но надо сказать, что у ранних Бригов она существенно лучше.
АЧХ ровная, слегка подрезанная снизу разделительными конденсаторами, в СЧ диапазоне есть некоторая мутность, что и не позволяет иметь высокое разрешение в целом, хотя ВЧ диапазон очень даже детальный. Масштабности звука нет, но он вполне комфортный и не раздражает. Вполне можно слушать.

Вывод

Исправный и без следов вандализма Барк У-001 является вполне приличным усилителем, который имеет значительный потенциал для доработки. Далеко не каждый бюджетный импортный винтажный УМ сможет его заменить. Однако емкости надо менять сразу: К50-16 не шибко хорошо сохраняются - в половине конденсаторов ножки уже не держатся, отваливаются даже при выпаивании с отсосом.

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)