Топовый полный усилитель из 80-х: Sansui AU-X11

25 August 2019
2,9k full reads
6,3k story viewsUnique page visitors
2,9k read the story to the endThat's 46% of the total page views
3 minutes — average reading time

Еще один небюджетный аппарат 80-х от этой фирмы - стоимость на 1981 год была порядка 1250$. Данная модель предназначена для внутреннего японского рынка, поэтому питание 100 В, а сервис мануал нашелся только для экспортной модели Sansui AU-X1, которая очень близка по схемотехнике и параметрам, только в Sansui AU-X1 три пары выходных транзисторов, а в Sansui AU-X11 - две.

Технические параметры по данным производителя на Sansui AU-X1

Также, немного отличается компоновка. Выходная мощность на АС 8 Ом для Sansui AU-X11 в интернете все указывают такую же, как для X1 - 160 Вт на канал, но мне кажется, что так пишут, потому что нет родного сервис мануала и это может не соответствовать действительности. Думаю, что реально есть 100-120 Вт на 8 Ом, а на АС 4 Ом этот усилитель лучше и не эксплуатировать. Усилитель работает в классе АВ. Ток покоя оконечных транзисторов составляет около 35 мА на пару.

 Sansui AU-X11 без деревянных боковин
Sansui AU-X11 без деревянных боковин
Sansui AU-X11 без деревянных боковин

Конструкция усилителя достаточно сложная, элементная база высокого уровня. Шасси покрыто медью. БП имеет мощную силовую часть на тороидальном трансформаторе, с отдельными вторичными обмотками для каждого канала и приличным набором фильтрующих емкостей - 8 х 10000 мкФ/80 В, а также трансформатор для питания малосигнальных и сервисных цепей, с множеством отдельных стабилизаторов. Если не считать общих сетевых трансформаторов на оба канала, то все остальное сделано по технологии "двойное моно". "Под капотом" все красиво, как у современного автомобиля - основные узлы закрыты черными металлическими крышками и ничего не видно. RIAA корректоры (ММ и МС) находятся в отдельном блоке справа, максимально удаленном от силовых цепей.

Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки

Селектор входов/выходов релейный, управляется кнопками с передней панели. Индикация включения сделана на лампочках, которые очень яркие, чтобы "пробить" световым потоком очень темный светофильтр передней панели, придающий свечению красный цвет. Такие лампочки отсутствуют в продаже - может где-то и бывают, но я не знаю где. Менять нужно на яркие светодиоды с ограничивающими ток резисторами.

 Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки

На платах очень много разъемных соединений, есть реле в силовых и малосигнальных цепях, движковые контакты в переключателях - то есть, мест, где может что-либо отказать, полно. Общая компоновка усилителя не особо удачная, с моей точки зрения, но это в большей степени относится к предварительным каскадам - путь сигнала от входа до оконечника витиеватый и длинный. В усилителе предусмотрен обход сигналом платы преда (Flat Amplifier) - усиление падает на 14 дБ, но аудиосигнал с входного селектора и РГ попадает сразу на вход оконечника, то есть, этот Сансуй можно использовать, практически, как пассивный пред, но путь сигнала при таком включении сокращается не особо сильно. На слух, звучание в обход преда становится слегка зажатым, то есть, в данном случае, важнее оказывается правильное согласование каскадов, чем укорочение пути сигнала.

Вид со стороны нижней крышки
Вид со стороны нижней крышки
Вид со стороны нижней крышки

В качестве РГ использован ALPS RK-40, однако оконечник имеет еще и свои регуляторы чувствительности, которые также находятся на пути прохождения сигнала, а там установлены какие-то более дешевые переменники, хотя тоже фирменные, естественно.

Платы МС усилителей
Платы МС усилителей
Платы МС усилителей
Платы ММ корректора
Платы ММ корректора
Платы ММ корректора

Оконечник УПТ, как и в 907-й модели, и тоже имеет гораздо более высокие параметры, чем УМ в режиме интегрированного усилителя.
Коммутационные возможности усилителя стандартные для топовых моделей Sansui - 2 линейных входа, 2 входа для корректоров ММ, МС (с выбором Ку) и возможность подключения двух магнитофонов на запись и воспроизведение. Есть вход оконечника и выход преда - режим интегрированного или раздельного усилителя включается ручкой на передней панели. Есть возможность подключения двух пар АС, отключения АС, включения двух пар АС одновременно. Выход на наушники. Сабсоник фильтр.

Терминалы для подключения АС винтовые, но рассчитаны на довольно тонкий провод и несовместимы с бананами.

Прослушивание

В качестве интегрированного усилителя аппарат продемонстрировал ровное и комфортное звучание, очень похожее на Sansui AU-D907F Extra. У 907-го была небольшая резкость на высокой середине - тут этого нет, но и звучание в целом более вальяжное, неторопливое, мягкое. Сцена есть, но с локализацией источников звука дела обстоят не очень - она прослеживается, но размыта в пространстве.
Оконечник показал себя гораздо лучше, как и ожидалось. На громкости до 10 Вт, ориентировочно, все очень даже замечательно - и разрешение, и эмоциональная подача и комфортность звука, но при дальнейшем увеличении громкости появляется некоторая грубоватость на СЧ и облегчается самый нижний бас. Слушать можно, но уже некомфортно.

Удалось послушать и встроенные корректоры ММ и МС. Корректоры звучат очень хорошо оба - это не опция в усилителе, а очень качественные встроенные компоненты. Каждый канал состоит из двух плат - отдельно ММ и МС. Питание МС корректора +\- 9В, а ММ корректора +\- 45 В, все стабилизировано и стабы отдельные для каждого канала.

Вывод

Xороший интегрированный усилитель, хороший оконечник, отличные встроенные корректоры ММ и МС, но, с моей точки зрения, имеет слишком сложную, а потому и не очень надежную конструкцию, уступает по звучанию своему собрату Sansui AU-D907F Extra, у которого и более удачный конструктив, хотя корректры RIAA в Sansui AU-X11 лучше. Взять для себя такой Sansui можно, но возни с ним будет очень очень много.

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои, кроме первого (пришел ко мне без деревянных боковин).

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)