Усилитель из Германии на германиевых транзисторах: Grundig SV-50

6,9k full reads
13k story viewsUnique page visitors
6,9k read the story to the endThat's 52% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
Усилитель из Германии на германиевых транзисторах: Grundig SV-50

Grundig SV-50 - полный усилитель, выпуска 1964 года, на германиевых транзисторах и с трансформаторной связью между каскадами. Такие схемы видел только на картинках - ни одного усилителя с подобной схемотехникой живьем еще не попадалось, хотя УМ 60-х на германиевых транзисторах были у меня, и не раз. Глянул в Интернете - сервис мануал к нему нашелся, что оказалось очень кстати, но еще какой-либо информации по этой модели мало. Конечно, Grundig ассоциируется с катушечными магнитофонами, в первую очередь, поэтому отдельный усилитель, естественно, вызвал интерес.

Grundig SV-50
Grundig SV-50
Grundig SV-50

Честно говоря, браться за него было немного страшновато, потому что приблизительно представлял себе вероятные подводные камни : столь раннего выпуска усилители, а тем более европейского производства, как правило, имеют очень низкую ремонтопригодность - все нужно отпаивать, чтобы добраться до конкретной платы, часто бывают проблемы с доступом к некоторым узлам, повсюду моножильные тонкие провода, которые отламываются от паек или лопаются внутри, под изоляцией и тд. и т.п.

 Grundig SV-50 , вид изнутри после реставрации
Grundig SV-50 , вид изнутри после реставрации
Grundig SV-50 , вид изнутри после реставрации

Но любопытство победило:) Я его все-таки взял. Аппарат был рабочий, но звучал плохо - даже с полностью вывернутыми тембрами было тускло и плоско. На фото выше усилитель уже перед закрытием верхней крышки, в момент завершения всех реставрационных работ. Провозился с ним пять дней, что очень много, учитывая что нахожусь в отпуске, а потому могу больше времени уделить аппарату, чем в обычное время.

Как видно по фото, ни к одной плате так просто не доберешься - нужно помечать и отпаивать кучу одножильных проводов, которые лучше не гнуть и не натягивать. Однако самый "лакомый" кусочек находился в черном блоке, расположенном поперек корпуса - оконечный усилитель и его блок питания:

Блок питания и оконечный усилитель в оригинальном виде
Блок питания и оконечный усилитель в оригинальном виде
Блок питания и оконечный усилитель в оригинальном виде

Две электролитические банки Grundig по 15000 мкФ в усилителе 60- годов выглядят более чем внушительно, но их пришлось менять, как и все остальные электролиты в этом усилителе - кондеры едва живые, с десятикратно завышенным ESR и емкостью, сильно не соответствующей указанным номиналам. Мелкие электролиты поменял на Ничиконы разных мастей, а большие банки на южнокорейские Samwha серии GT, с клеммами под винт. Они сюда подошли почти как родные, только пришлось изготавливать медную шину земли (по совместительству являющуюся верхним креплением конденсаторов), так как стальная оригинальная не поддалась адаптации под новые электролиты. Да и медь больше подходит для функции основной шины земли, куда сходятся все остальные земли с плат и от выходных разъемов на АС.

Пластинка из меди для крепления и подключения к "земле" электролитов.
Пластинка из меди для крепления и подключения к "земле" электролитов.
Пластинка из меди для крепления и подключения к "земле" электролитов.

Естественно, что новые электролиты такого же размера, даже с учетом допустимого напряжения 50 В, а не 22 В как у старых, обладают большей емкостью: 33000 мкФ. Чтобы при включении не выбило выпрямитель, поставил в цепь питания резисторы 0.1 Ом между выпрямителем и емкостями. Что получилось, можно увидеть на фото ниже:

БП и УМ после реставрации
БП и УМ после реставрации
БП и УМ после реставрации

На фото видны звуковые трансформаторы, которые преобразуют сигнал после однотактного усилителя напряжения для усиления по току двухтактным оконечным каскадом.

Принципиальная схема усилителя мощности
Принципиальная схема усилителя мощности
Принципиальная схема усилителя мощности

Самое интересное тут, что цепь общей отрицательной обратной связи (ОООС) замыкается только по переменному току, так как по постоянному току ее разрывает трансформатор. Результатом такого решения является значительное снижение нелинейности самого трансформатора, так как он внутри петли ОООС, но есть и побочный эффект: к усилителю при включении должны быть подключены АС, иначе, на выходе появляется смещение по постоянному напряжению, которое достигает величины более 2 В. Подключаешь нагрузку и через несколько секунд оно уже менее 10 мВ. У выходных транзисторов усилителя непосредственная связь с АС (реле защиты нет, только обычные предохранители), поэтому при подключении акустики на ходу будет громкий щелчок в НЧ динамики. Если включить питание с подключенной акустикой, то все тихо. При выключении питания тоже нет никаких щелчков, просто некоторое время усилитель еще играет музыку, пока разряжаются емкости.

Силовой выпрямитель в блоке питания селеновый. Вообще, выпрямитель на кремниевых диодах по всем параметрам лучше, но слышал такое мнение, что замена селена на кремний в древних аппаратах может отрицательно сказаться на звуке. Оставил как есть:

Селеновый выпрямитель
Селеновый выпрямитель
Селеновый выпрямитель

На платах оконечных каскадов есть по два подстроечных резистора - но это не ток покоя и не нуль на выходе, как это бывает в большинстве других усилителей:) Одним подстраивается симметричность ограничения синусоиды при клипе, а другим - минимум нелинейных искажений.

Транзисторы оконечного каскада
Транзисторы оконечного каскада
Транзисторы оконечного каскада

Сервис мануал к усилителю удалось найти только на немецком языке, поэтому и параметры тоже на немецком:

Усилитель из Германии на германиевых транзисторах: Grundig SV-50

Основная трудность работы с таким конструктивом - это невозможность проверить работу блоков в разобранном виде - все отпаял, достал плату, поменял электролиты, а запустить можно только если вставить плату на место и обратно припаять все провода. Если где-то косяк и не заработало, то все отпаивать и вытаскивать заново, а проводочки то моножильные, много раз этого не выдержат.

Платка в оригинале
Платка в оригинале
Платка в оригинале
Эта же плата после замены электролитов.
Эта же плата после замены электролитов.
Эта же плата после замены электролитов.

Для замены малых и средник электролитов использовал, в основном, Nichicon PW, FW, FG, KZ, KA. Тыловая панель усилителя из оргалита и все разъемы стандарта DIN.

Grundig SV-50, вид со стороны тыловой панели
Grundig SV-50, вид со стороны тыловой панели
Grundig SV-50, вид со стороны тыловой панели

Деревянный макинтош состоит из двух половин - дно, к которому крепится шасси усилителя, и верхняя крышка, монолитная с боковыми панелями. Все винты на днище, на боках крепежа нет.

Grundig SV-50, боковая панель
Grundig SV-50, боковая панель
Grundig SV-50, боковая панель

Аппарат оснащен неотключаемым темброблоком, набором НЧ\ВЧ фильтров, имеет три линейных входа, встроенный корректор для винила, микрофонный вход, переключатель моно\стерео, регуляторы громкости и баланса. Кстати, сами регуляторы очень качественные и долговечные, знакомы мне по ламповым катушечникам Grundig, где стоят похожие по конструкции:

Потенциометры Grundig
Потенциометры Grundig
Потенциометры Grundig

И как же запело это "ископаемое"? Да хорошо запело, тембры теперь крутить не нужно, всего и так хватает. Звук объемный, душевный, но окрашенный, хотя и очень приятно. Вокал звучит проникновенно, прям заслушаться можно. Интересный аппарат на самом деле, но второй раз я на такой "подвиг" не пойду. Знакомство состоялось с редким винтажным эксклюзивом, и мне этого вполне достаточно:)

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.

Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F

Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W

Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD

Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S

Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880

Lo-D HMA-9500 /// Sansui AU-D33 /// Rotel RA-945 /// Scott 480A

OMAK JEWEL ONE & OMAK JEWEL TWO /// Akai AM-2850 /// Akai AM-69

Uesugi U-Bros-1 /// Akai AM-95 /// Plinius SA Reference

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)