Усилитель мощности из 70-х: Victor M-3030

3,3k full reads
6k story viewsUnique page visitors
3,3k read the story to the endThat's 55% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Усилитель мощности из 70-х: Victor M-3030

Более 20 лет увлекаюсь винтажной аудиотехникой, усилителей разных мастей у меня побывало более 300, но такой оконечник (Victor M-3030) вижу впервые - то ли он такой редкий в наших краях (он на 100 В, для внутреннего японского рынка), то ли просто мне не попадался. Аппарат имеет интересный внешний вид и довольно оригинальную конструкцию. Чтобы получше разглядеть, выкладываю фото, специально сделанное сбоку:

Victor M-3030, вид сбоку
Victor M-3030, вид сбоку
Victor M-3030, вид сбоку

Снаружи чем-то напоминает компоновку ламповых усилителей - шасси на ножках и трансформаторы под крышками. Под двумя крайними кожухами спрятаны сетевые трансформаторы питания, а под средним - 4 емкости по 12000 мкФ и еще один небольшой трансформатор питания, слаботочный. Под длинной перфорированной крышкой находятся две платы, на одной из которых собран один канал усилителя, а на другой, которая больше размером, второй канал и цепи защиты АС.

Платы усилителя мощности
Платы усилителя мощности
Платы усилителя мощности

Эти платы расположены вертикально и вставляются в слоты, которые находятся на горизонтальной платке в "подвале" шасси, где собраны все элементы силового блока питания, слаботочных цепей а также входные, выходные разъемы и аттенюаторы.

Вид изнутри  со стороны нижней крышки ("подвал" шасси)
Вид изнутри со стороны нижней крышки ("подвал" шасси)
Вид изнутри со стороны нижней крышки ("подвал" шасси)

Оконечные транзисторы, которых по две пары на канал (в корпусах ТО-3, металл) прикручены к радиатору, причем, довольно далеко друг от друга, и проводами приличной длины подсоединены к той плате, в которую вставляются (как в слоты) платы оконечника, то есть усилитель имеет "жгутиковую" конструкцию, что не очень хорошо, но для 70-х годов типично. В то время очень редко встречались конструкции, где оконечные транзисторы были впаяны прямо в ту плату, где находятся входные цепи, усилитель напряжения и предоконечный каскад.

Усилитель имеет два входа - прямой (Dirесt) и второй, именуемый Subsonic, который просто содержит в цепи разделительный конденсатор 0.22 мкФ, обеспечивая срез по НЧ, начиная от 7 Гц. С прямого входа данный усилитель является УПТ (усилителем постоянного тока).

Технические параметры, заявленные производителем:

Усилитель мощности из 70-х: Victor M-3030

Для конца 70-х очень неплохо, я считаю. Наличие входных аттенюаторов, довольно высокая чувствительность (1 В), а также высокое входное сопротивление (более 50 кОм) позволяют его подключать без предварительного усилителя практически к любому источнику сигнала.

Вид со стороны тыловой панели.
Вид со стороны тыловой панели.
Вид со стороны тыловой панели.

Терминалы для АС винтовые - можно использовать бананы для подключения акустики. Кнопка включения тоже сзади. Конечно, смотрится красиво, когда спереди видно только большой красивый черный радиатор и красный светодиод индикации включения, но не всегда удобно включать усилитель кнопкой на задней панели.

Подключил я его напрямую к источнику и громкость регулировал штатными входными аттенюаторами. Звучание у него мягкое и ненапряжное, аппарат довольно музыкальный, но имеет немного вальяжную подачу музыки. Динамичные пассажи он не смазывает, но как будто чуть замедляет, по ощущениям. Однако слушать музыку на нем очень приятно, в целом усилитель мне понравился.

Понравилась и его конструкция - ремонтопригодность высокая, легко поддается апгрейду.

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F

Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)