НА ДИСТАНЦИИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ. ч.1

Часть 1. Основные группы ориентиров на спортивной карте, и как их использовать на дистанции, чтобы на финише быть одним из лучших

Добрый день, с вами снова Юрий Щербаков!

Продолжаю публикацию на тему моего опыта летнего #спортивного ориентирования с примерами, начатую прошлой статьей: https://zen.yandex.ru/media/id/6096b2dc23bb914da358171a/moi-sekrety-sportivnogo-orientirovaniia-61b84cc26f125d4012073bdf

Особенности рисовки и обозначений объектов на спортивных картах можно посмотреть на моем видео: https://zen.yandex.ru/video/watch/60a3d81e297db851bc4ebca5

Условные знаки обозначений по международному стандарту ISOM 2017 «Международные требования для карт ориентирования» можно посмотреть и скачать по этой ссылке: https://rufso.ru/wp-content/uploads/2017/07/isom_2017.pdf

НА ДИСТАНЦИИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ. ч.1
НА ДИСТАНЦИИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ. ч.1

В этой статье мы не будем останавливаться на обозначениях в картах, а перейдем прямо к теме по основным видам #опорных ориентиров с примерами на реальных картах с реальными дистанциями.

ПРИМЕЧАНИЕ: Важно не знание названий опорных ориентиров, а знание того, как их можно успешно использовать для улучшения своих результатов! И еще, нет ориентировщиков, какими бы они не были опытными, которые бы не совершали ошибок на дистанции! Так что обновить свои знания никогда не поздно, это и меня касается...

Итак:

1. Тормозные ориентиры. Это хорошо видимые #ориентиры, лежащие поперек направления движения. Они в основном служат для контроля пройденного расстояния. На примере ниже это дорожка, перпендикулярная азимутальному пути от КП7 (контрольного пункта 7) к КП8.

ПРИМЕЧАНИЕ: Далее, на что, требует внимание на картах, отмечено синим цветом. Карты повернуты, по возможности, по ходу движения на очередной КП, как при реальном ориентировании.

Тормозной ориентир
Тормозной ориентир

В этом примере после отметки на КП7 можно быстро бежать по направлению к КП 8 без отслеживания пути по карте, пока дорожка тебя не остановит. И только после этого ориентироваться по намеченному варианту (я бы далее обошел болото по правому варианту по дорожкам).

ПРИМЕЧАНИЕ: как надежно выходить на КП («брать КП») я расскажу в следующей статье.

2. Ограничивающие ориентиры. Это хорошо заметные ориентиры, расположенные вдоль пути движения или немного в стороне. Они помогают контролировать правильность направления движения и не дают сильно отклониться в стороны.

Пример ниже:

Ограничивающий ориентир
Ограничивающий ориентир

В этом примере после отметки на КП12 можно быстро бежать через два тормозных ориентира по азимуту без отслеживания пути по карте (дважды пересекаю дорожки), а далее использовать ограничивающий ориентир в виде болота. Т.е. до следующего КП13 бегу по краю болота.

3. Попутные ориентиры. Это линейные ориентиры, по направлению движения, например, отдельные участки дорог или длинные овраги, или протяженные хребты холмов. Обычно постановщики дистанций такие ориентиры стараются избегать, но, как правило, на любой дистанции эти виды ориентиров встречаются, хотя бы на отдельных участках перегонов между КП. Например:

Попутный ориентир
Попутный ориентир

Мы видим, что на перегоне от КП9 до КП10 есть участок с попутным ориентиром в виде вытянутого в сторону движения хребта. Бежим быстро вдоль хребта и упираемся в ограничивающий ориентир – край болота, и тут же тормозящий ориентир, рассмотренный ранее, – перпендикулярная движению дорожка! Здесь мы четко понимаем, где находимся.

Еще один пример попутного ориентира, когда можно использовать дорожу для быстрого преодоления пути на довольно продолжительном участке:

Попутный ориентир
Попутный ориентир

4. Рассеивающие ориентиры. Это, находящиеся по пути движения непроходимые болота, озера, высокие холмы, заборы и т.п. Их нужно обходить или слева или справа.

Один из примеров рассеивающего ориентира мы уже видели на карте примера по п.1, но тогда еще не акцентировали на этом внимания. Как вы помните, это было болото по пути следования. Еще один пример показан ниже:

Рассеивающий ориентир
Рассеивающий ориентир

Немного подробнее оценим сложившуюся ситуацию.

После взятия КП5 есть два варианта движения на КП6: слева от болота и справа. В обоих вариантах ноги все равно придется немного замочить, но не нужно будет долго двигаться по болоту напрямую, теряя скорость и энергию, даже есть оно и окажется проходимым в сухое лето. В любом случае обходные пути являются более быстрыми, несмотря на более длинный путь. А если болото непроходимое (больше синего цвета в обозначении, или обозначено как проходимое, но после сильных дождей), то обходные пути не имеют альтернативы.

Какой бы вариант обхода болота я спланировал для себя? Я бы выбрал левый вариант, потому что, во-первых, здесь по ходу имеются два тормозных ориентира (дорожка и горка после небольшого болотца), во-вторых, этот перегон легче пробегается ввиду отсутствия густой растительности («зеленки»).

5. Собирающие ориентиры (узлы). Это возможные места для преодоления рассеивающих ориентиров. Например, мост через речку или проход через забор, или проход между болотами. Все будут стремиться к этому месту.

Пример собирающего ориентира показан ниже. На пути к КП10 все побегут в горловину между двумя болотами:

Собирающий ориентир
Собирающий ориентир

6. #Привязка. Это хорошо видимый на местности ориентир недалеко от КП, от которого на это КП существует надежный, достаточно короткий и проходимый путь. Например, это может быть пересечение дорожек или резкий изгиб дорожки, или четкий угол границы леса, или угол поляны или конец длинной промоины и т.п.

В некоторых случаях привязкой может быть даже ориентир, находящийся немного сзади КП, но зато гарантирующий его надежный поиск и взятие.

Примеры привязок. Пример 1:

Пример привязки
Пример привязки

За привязку для точного выхода на КП номер 2 выбираем вершину горки, которая находится сразу же за изгибом дорожки, проходящей через хребет с холмами. С этой горки берем азимут на КП, которое находится рядом в ложбине за небольшой горкой.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1) КП всегда ставятся так, чтобы на карте они находились в центре обозначающего его кружка.

2) Также точное расположение КП (около каких объектов и с какой стороны горизонта относительно их) обознается особыми символами по международному стандарту ISOM 2017, так наз. «Легендами», список которых выдается ориентировщикам на руки на отдельном листке или эти легенды впечатываются в саму карту, а бывает одновременно и то и другое. Но на карте легенды не всегда удобно читать, т.к. карта для удобства чтения на ходу постоянно перегибается по ходу движения на очередные КП.

3) При #движении на КП от привязки очень желательно использовать легенду, чтобы иметь четкое представление околе чего расположено КП и с какой стороны. В моей практике случалось так, что я пробегал мимо большого камня, за которым находилась призма и стация отметки контрольного пункта, а я его не заметил, потому что не уточнил с какой стороны от камня находится КП. А эта информация была в легенде.

Примеры привязок. Пример 2:

Пример двух привязок к одному КП
Пример двух привязок к одному КП

Для КП 11 можно рассмотреть две привязки.

Первая (1) – это пересечение выступа рельефа с дорожкой. Если вы находитесь на дорожке, то это высшая точка на этой дорожке. Можно рассчитать расстояние в количестве ваших двойных шагов до КП по дорожке с учетом масштаба карты и потом под углом 90 градусов, повернув с дорожки направо взять КП. А можно и взять прямой азимут на КП. Расстояние небольшое и погрешность в ошибке будет небольшая. Обычно КП уже можно увидеть за несколько метров (но будьте внимательны - сверяете расположение КП с"легендой").

Вторая (2) – это пересечение дорожек немного дальше от КП, но более надежная привязка вследствие меньшего расстояния от точки привязка до КП. Также от пересечений дорожек берем азимут на КП.

ВНИМАНИЕ: #Брать азимут на КП и далее не торопясь двигаться по нему нужно обязательно, если КП находится в зеленке, т.е. в густой растительности (кустах) в плохой видимостью!

7. Кроме опорных ориентиров, при планировании маршрута следует учитывать рельеф местности. Рекомендуется обегать попутные высокие холмы по траверсу, для экономии энергии, если, конечно, КП не находится на вершине холма. Удобно также использовать лога, седловины между горками и другие рельефные образования. #Рельеф на спортивных картах обозначается коричневым цветом. Это могут быть как горизонтали, так и различные рельефные образования типа канав в земле, промоин и т.п.

ПРИМЕЧАНИЕ: как надежно выходить на КП и успешно заканчивать очередные перегоны между КП («брать КП»), будет показано на примерах в следующей статье: https://zen.yandex.ru/media/id/6096b2dc23bb914da358171a/na-distancii-sportivnogo-orientirovaniia-ch2-61c1c802265f7023d0e6822e