НА ДИСТАНЦИИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ. ч3

Часть 3. #Психология ориентирования, как выходить из трудных ситуаций и повысить уверенность в себе, дополнительные приемы на дистанции

Добрый день, с вами снова Юрий Щербаков!

Сегодня рассмотрим аспекты разных непредвиденных ситуаций во время прохождения дистанции, с которыми мне и другим ориентировщикам приходилось, к сожалению, встречаться, а также ряд приемов, чтобы в них не попадать, либо способов выхода из этих ситуаций, если такое все-таки с вами произошло.

НА ДИСТАНЦИИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ. ч3

Ситуация 1.

На одном из КП или на перегоне между КП вы догнали соперника из своей группы (это можно определить либо по нагрудному номеру, либо вы его знаете лично, либо знакомы со стартовым протоколом этих соревнований). Если соревнования с раздельным стартом, например, участники стартуют через каждую минуту, то вы можете узнать, что уже выигрываете у него, как минимум минуту, а то и более. После вашей встречи соперник не отстает от вас, бежит постоянно параллельно или сзади. Что делать?

Не паниковать и не сбиваться со своего рабочего темпа движения. Не нужно сразу резко увеличивать скорость, чтобы убежать, поскольку это может привести к потере ориентировки. Если вы бежите в своем темпе, а он не отстает, то вполне возможно сотрудничество на дистанции на одном – двух перегонах. Т.е. допускается брать КП по нему и допускать, что он возьмет КП по вам. Можно ли «бросать своего соперника» далее? Да, но при условии, что он не выдерживает вашего темпа, либо вы имеете физическую возможность ускориться без потери качества ориентирования, например, у вас на текущем перегоне есть надежный опорный ориентир (об этом мы говорили в прошлой статье).

Ситуация 2.

На одном из КП или на перегоне между КП вы догнали сразу несколько соперников из своей группы, так наз. «паровоз». Что делать?

#паровоз в ориентировании - хорошо это или плохо для вас? Я надеюсь в этой статье помочь вам с этим вопросом, если на дистанции вы будете работать не только ногами, но и головой.

Если «паровоз» бежит по вашему запланированному маршруту, а в этом вы можете убедиться, пробежав с ним перегон или более, то не нужно пытаться обогнать этот паровоз.
Если вы догнали паровоз, передвигаясь в своем темпе и по своему плану на этот перегон, то
продолжайте движение с этим паровозом, не прекращая ориентирования по своему плану. Как правило, движущийся паровоз позволяет быстрее находить КП, поскольку имеет место сотрудничество соперников, как в ситуации 1 (все друг за другом смотрят). Это выгодно в первую очередь для вас, поскольку, если вы догнали паровоз, значит вы выигрываете у этих ваших соперников!
А далее смотрите по ситуации,
не прекращая ориентирования по карте. Бывает, что паровоз может и «слететь с дистанции» или рассыпаться! В этом случае будет очень неприятно остаться одному, не зная, где конкретно ты находишься на карте.

НА ДИСТАНЦИИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ. ч3

Ситуация 3.

На одном из КП или на перегоне между КП вас догнал «паровоз», в котором бегут члены вашей группы по вашей дистанции. Что делать, нужно ли "прицепляться" к этому паровозу?

Если вы бежите и ориентируетесь в своем темпе, то можно попытаться прицепиться к паровозу, который двигается побыстрее, на некотором контрольном для себя участке. И, если вы при этом не успеваете ориентироваться, то лучше тогда сразу же оставить этот паровоз и двигаться дальше самостоятельно. Тогда это не для вас! Ведь паровозы могут и совершать ошибки, которые отражаются на всех его участниках.

У меня был реальный случай на соревнованиях на озере Акуля Челябинской области в 2021 году. На дистанции я встретил паровоз, в котором бежали участники моей группы (группа ветеранов) во главе с весьма уважаемым мастером спорта. Паровоз бежал быстрее, и я присоединился к нему. При этом я побежал почти без ориентирования не по своему плану, доверяя «машинисту паровоза». По пути мы обогнали одного из участников нашей группы.

Так вот, этот паровоз залетел в «параллельную ситуацию» с опорными ориентирами, когда "заехал" на другой хребет холмов, который шел по рельефу ниже хребта, на котором был наш очередной КП. «Машинист паровоза» совершил ошибку (от ошибок никто никогда не застрахован). Когда все поняли это, пришлось возвращаться с подъемом на другой хребет. При этом, участник, которого мы обогнали, в итоге выиграл у многих из этого паровоза.

Ситуация 4.

Вы попали в «параллельную ситуацию», когда на искомом ориентире нет KП. В принципе, это не такое уж и редкое явление. Это ситуация, когда вроде бы, вы выбираете участок местности, где должно быть установлен КП, а КП просто здесь нет! Что делать?

Нужно сначала остановиться и никуда дальше не бежать, Сориентировать карту по компасу, посмотреть на карте ближайшие опорные ориентиры и осмотреть местность вокруг в пределах видимости для определения возможных параллельных ситуаций и их расположения относительно #опорных ориентиров или относительно #рельефа местности. Вспомнить, что прибегали до этого. #Параллельные ситуации могут быть образованы примерно одинаковыми ориентирами или их сочетаниями. Например, недалеко друг от друга находятся: две ямки, две горки, два похожих оврага, два пересечения лесных дорожек и т.п.

Если вы в предполагаемой зоне КП на карте нашли пару таких ориентиров, то берите азимут и идите на второй из них. Также реальный КП иногда можно взять и по другим участникам соревнований (приход-уход с КП, разговоры, треск ломаемых сухих сучьев и т.п.).

А лучший вариант – увидеть возможную параллельную ситуацию заранее и спланировать маршрут так, чтобы надежно взять КП.

Пример возможной параллельной ситуации на рисунке ниже:

Пример параллельной ситуации
Пример параллельной ситуации

Если бежать с КП9 на КП10, то легко можно попасть на точку ниже (южнее, отмечена синей стрелкой) на которой нет КП10, хотя конфигурация местности совпадает с точкой КП10. Т.е. камень (черная точка) расположен на небольшом выступе в зарослях (зеленка), и перед этим камнем есть другие камни.
Можно, остановиться, внимательно изучить карту и сделать, как описано выше. Но есть и другой вариант –
Можно заранее спланировать движение с упреждением южнее, где зафиксировать ложбину между горками, а потом повернув на север, пропустить первые камни (тут ничего не искать), а выйти на выступ со вторыми камнями.

Ситуация 5.

На искомом ориентире в предполагаемой зоне находится чужое KП. Что делать?

Ничего страшного, если вы посмотрите, подбежав к #КП на карту спортсмена, делающего отметку, или спросите у соперника местоположение этого КП на карте (это КП может использоваться и для других групп участников). Но при этом не следует обижаться, если ориентировщик не ответит на ваш вопрос – имеет полное право.

Если вы на чужом КП (другой номер) и уверены, что находитесь недалеко (в зоне) вашего искомого КП, то остановитесь и проработайте «параллельную ситуацию» по п.4. Планировщики спортивных дистанций бывает, специально используют объекты параллельных ситуаций для установки разных КП для разных групп участников. Если вы в параллельной ситуации сделаете отметку в наручном чипе на чужом КП, не посмотрев его номер, то на финише будете сняты с дистанции. Это очень обидно, и более обидно будет, когда подведете не только себя, но и команду, если бежите в эстафете.

НА ДИСТАНЦИИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ. ч3

Ситуация 6.

Взятие КП по другим участникам соревнований.

Вы бежите по карте в своем темпе и по своему плану. У вас закончился #этап грубого ориентирования и начался этап точного ориентирования.

На этапе #точного ориентирования вы увидели других участников соревнований, которые либо прибегают-убегают от КП, либо делают на нем отметку. Используйте их для отметки на своем КП, но при этом никогда не забывайте прежде, чем сделать отметку, посмотреть номер этого КП. Вполне возможна параллельная ситуация.

Никогда не проверяйте чужие КП по ходу движения или чуть в стороне во время грубого ориентирования, не тратьте на это время, если вы уверены в своем плане движения, построенного на основании #опорных ориентиров.

Ситуация 7.

Вы бежали по перегону на очередное КП и потерялись, т.е. констатировали, что вообще не знаете где находитесь.

НА ДИСТАНЦИИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ. ч3

Самое главное - не паниковать, не бегать по сторонам, не тратить зря остатки сил. Остановиться и подумать:

· попытаться восстановить в памяти последние опорные ориентиры, с какой стороны они были или когда было их пересечение;
· проверить по карте, правильно ли вы выбрали последний опорный ориентир, и не было ли при этом на карте «параллельной ситуации» с выбором этого ориентира? Например, выбрали не ту параллельную просеку или дорогу, или не тот холм или не тот овраг;
· рельеф местности. Какой сейчас рельеф и в какую сторону бежали до этого, вверх, вниз? Как изменился рельеф в текущем месте?
· попытаться вернуться назад с попыткой привязать к карте конфигурацию местности по возможным крупным объектам (поляна, ее конфигурация и размеры, дорога, ЛЭП и т.п.).
· если до потери ориентировки вы были недалеко от края карты, то могли уйти за карту. Об этом можно судить, что все, вроде бы, не то и ничего знакомого на местности не встречается. Тогда нужно взять азимут от края карты на ее середину и двигаясь по ему постараться привязать к карте первую же понятную конфигурацию местности по возможным крупным объектам;
· также можно двигаться по направлению выхода при потере ориентировки, указанному в Положении о соревнованиях. Как правило, но не всегда это возможно, район соревнований на карте ограничен очень серьезными ориентирами, которые случайно пересечь практически невозможно. Например, железная дорога, река, шоссе, забор коллективного сада и т.п.

ВНИМАНИЕ: если вы решили сойти с дистанции по какой-либо причине, то в любом случае обязательно нужно явиться на финиш и сделать отметку на финише. На преодоление дистанции судьи дают контрольное время, по истечению которого после старта последнего участника судьи начинают на дистанции убирать КП. А если вы-то не пришли на финиш по истечении контрольного времени, вас будут искать!

В заключение несколько дополнительных советов

· После выбора маршрута на очередной КП и начале движения полезно визуально представлять ориентиры, которые вам будут попадаться на пути, и ожидать встречи с ними, например, «вот за поворотом справа от дорожки будет горка со скалами». Реализация вашего визуального плана в процессе движения к цели, поверьте моему опыту, будет приносить удовлетворение и уверенность в себе.

Визуализация ожидаемых ориентиров
Визуализация ожидаемых ориентиров

· Заранее планируйте направление ухода после отметки на КП и, возможно, ориентир, на котором вам, придется остановиться, чтобы запланировать следующий путь. После отметки сразу уходите с КП, чтобы не выдавать расположение КП своим соперникам.

· Подсчет шагов. По моему мнению, это очень полезный прием, который ограничивает возможные ошибки, а также значительно уменьшает зону поиска КП.

При беге я считаю двойные шаги, например, +1 шаг, когда толкаюсь левой ногой. Зная число своих двойных шагов для каждых 100 метров, масштаб карты и расстояние в сантиметрах на карте до КП, можно оценить требуемое количество шагов.

Например, на каждые 100 метров на местности я трачу в среднем 40 двойных шагов, это можно заранее измерить. Значит, на карте масштабом 1:10000 (в 1 см 100 метров) для преодоления каждого сантиметра карты, измеренного линейкой (есть на корпусе компаса), мне потребуется 40 двойных шагов. На дистанции в 3 сантиметра это будет 120 шагов. Если масштаб карты 1:5000 (в 1 см 50 метров), то на один сантиметр карты мне потребуется 20 двойных шагов, а на три сантиметра карты мне потребуется 20*3=60 шагов. Эти расчеты выполняются еще до старта, на основании информации о дистанции и карте.

· Особенности бега на участках с #подсчетом шагов: Количество шагов на 1 см карты нужно уменьшать, если бег проходит под гору по прямой, т.к. при этом длина шагов увеличивается. Количество шагов на 1 см карты нужно увеличивать, если бежите в гору или двигаетесь по болоту или зарослям, т.к. при этом длина шага уменьшается, либо добавляются движения немного по сторонам относительно основного направления.

· Особенности «прямолинейного» бега по азимуту:

1) Если на пути встречаются небольшие препятствия, например, ямки или горки, то, придерживаясь общего направления, старайтесь обегать их поочередно, то слева, то справа. Хорошо, если при этом можно зафиксировать какой-то хорошо видимый ориентир впереди, но не всегда это бывает возможно.

2) Если бежите по азимуту по труднопроходимому участку, то почаще делайте сверку направления по компасу и необходимую корректировку направления движения. Например: болото, когда выбираешь места, на какую кочку наступить в следующий раз, может сильно повернуть тебя в сторону, если не делать корректировку по компасу. То же самое, когда продираешься через густой подлесок или кустарник.

3) Чтобы реже смотреть на компас и не терять на это время, можно использовать солнце в солнечный день. Когда беру азимут в солнечный день, то запоминаю относительное положение солнца, например, бежать нужно прямо на солнце, или когда солнце светит в левый глаз и т.

Всем удачи и здоровья!

Ваш Юрий Щербаков