Код мотивации: Взломай и действуй!

295 full reads

Узнайте, как устроена ваша мотивация, и настройте ее так, чтобы количество достижений в вашей жизни увеличилось на порядки.

Код мотивации: Взломай и действуй! (ознакомительный фрагмент эл. книги)
Код мотивации: Взломай и действуй! (ознакомительный фрагмент эл. книги)
Полную версию эл. книги Альберта Шатрова и Юрия Курилова «Код мотивации: Взломай и действуй!» вы можете скачать в самом низу страницы, в конце ознакомительного фрагмента.

Код мотивации

Давайте представим, что каждый раз, когда вам в голову приходит интересная идея, полезная задача или большая цель – вы действуете без промедления. И не только действуете, но и доводите начатое до конца! Как бы изменилась ваша жизнь?

Насколько больше вы бы смогли зарабатывать к этому моменту? Насколько много ценных связей и хороших друзей вы бы приобрели? Насколько красивее и здоровее было бы ваше тело?

Одна из главных причин, по которой у большинства людей не происходит никаких существенных изменений в жизни – это недостаток мотивации.

Но мы должны вас поздравить! Вы – один(-а) из немногих, кто обратил на эту проблему внимание и задался целью её исправить. А это уже немало.

Но прежде чем исправлять что-то, нам стоит разобраться в том, что мы собираемся исправлять.

Дело в том, что о мотивации обычно говорят, как о чем-то цельном, но мало кто задумывался о том, что мотивацию можно разложить на составляющие (!).

И как показывает опыт, работать с такими составляющими куда проще и интереснее.

Существует множество теорий мотивации. И в некоторых из этих теорий уже делались попытки вычленить эти составляющие.

Но только одна из теорий, на наш взгляд, дала самый логичный и простой для восприятия набор и связала его в понятную и наглядную математическую формулу, которую мы и будем считать тем самым кодом, который нам предстоит взломать.

Выглядит она так:

Формула мотивации
Формула мотивации

И пусть вас не смущает, что переменные этой формулы вам пока не совсем понятны.

Читайте дальше - и всего через несколько минут все станет предельно ясно, а формула обретет глубокий смысл.

Ожидание

Когда мы взвешиваем «за и против» для того, чтобы начать действовать, один из важнейших критериев нашей оценки – это вероятность успешного исхода.

Если говорить проще, верим мы или нет в то, что у нас получится.

Это и есть ожидание. Наше ожидание успеха.

Итак, что же влияет на наше ожидание?

Для начала, субъективное восприятие поставленной задачи. Ведь если задача сформулирована сложно, то и ожидание будет гораздо ниже.

Сравните вот эти 2 задачи:

  • Мне нужно написать книгу, которая станет бестселлером.
  • Мне нужно написать по 1-2 страницы в день для моей книги на тему взаимоотношений в ближайшие пару месяцев.

Обратите внимание. В обоих случаях результатом наших действий будет книга.

Но в первом случае мы имеем дело с единым образом бестселлера, который субъективно воспринимается как нечто невероятно сложное.

А во втором случае мы имеем дело всего лишь с двумя страницами текста.

И это, согласитесь, воспринимается куда проще.

Ройем Баумейстером и его коллегами из Колумбийского университета еще в 1998 году было доказано, что субъективное восприятие сложности задачи играет огромную роль в том, сколько усилий потребует эта задача.

И если вам кажется, что задача сложная, она и станет сложной для вас. Даже если в действительности это всего лишь набор простых действий.

Второй фактор, который оказывает огромное влияние на ожидание, – это наш опыт.

Обратите внимание на то, насколько сложно заставить себя делать что-то в той области, где вы чаще терпели поражения, нежели добивались успеха (или у вас не было никаких успехов вообще).

Наш мозг запоминает и анализирует наш опыт, делая на базе него прогнозы на будущее. И если эти прогнозы говорят вам о том, что у вас ничего не выйдет, то сразу же опускаются руки. Логично?

Но есть еще один интересный момент.

Представьте, что вы наемный сотрудник, который решил уйти с работы и создать свой бизнес. И вы полны вдохновения и решимости сделать это. Скажем, после какого-то тренинга, на котором вас хорошо замотивировали и подсказали шаги, которые необходимо для этого сделать.

И при этом у вас есть друг, у которого уже давно свой бизнес. Мнение этого друга очень ценно для вас. Он не раз предлагал вам тоже начать заниматься бизнесом, но вам не хватало уверенности в своих силах и, конечно же, мотивации.

И вот вы решили поделиться радостью со своим другом, звоните ему и договариваетесь о встрече.

Ваш друг приходит в кафе, берет себе капучино и внимательно слушает, как вы восторженно делитесь с ним своими планами.

Но в глазах у него грусть. И какая-то непонятная жалость.

Вы спрашиваете его, в чем дело.

И он вам рассказывает про то, как его бизнес, который еще недавно был успешным, полностью развалился. Что он лишился своего офиса, своих сотрудников. Что он залез в долги и кредиты на несколько миллионов. Что налоговая угрожает заморозить его счета, так как он им также серьезно задолжал. И что его жизнь превратилась в настоящий кошмар.

Внимание! Вопрос.

Что теперь с вашей мотивацией начать свой бизнес?

Думаю, ответ очевиден. Она упала. Но почему же?

Это ведь не ваш опыт. Это всего лишь у него не получилось. Какое отношение его опыт имеет к вашему?

Самое что ни на есть прямое. И сейчас вы узнаете почему.

Дело в том, что часть клеток нашего головного мозга являются так называемыми «зеркальными нейронами».

Задача этих нейронов заключается в том, чтобы дать вам возможность представлять себя на месте других людей. Сопереживать им (также эту способность называют «эмпатией»).

Именно поэтому нас так захватывают интересные фильмы, и мы не замечаем, как пролетает 2 или даже 3 часа. Именно поэтому, мы способны погружаться с головой в захватывающие увлекательные истории, утопать в книге, которая нам нравятся. Например, этой…

Когда мы погружаемся в чужой опыт, он превращается в наш. Мы как бы его заимствуем. Это очень важный процесс, так как он позволяет нам гораздо быстрее учиться.

Но иногда…

Иногда он лишает нас веры в свои силы и, в итоге, мотивации действовать.

К счастью, эта способность может быть и обратной. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Итак, подведем итог. Наше ожидание в первую очередь зависит от субъективной оценки сложности поставленной цели или задачи, а также от нашего опыта. Причем не так важно, настоящий это был опыт или заимствованный у кого-то. Позже мы разберемся, как можно это использовать себе на руку.

Ценность

Если вам пообещать миллион долларов за то, чтобы вы прямо сейчас встали и пробежали 10 километров. Или написали статью на 10 страниц А4…

Что бы стало с вашей мотивации?

Думаю, нет сомнений, что она была бы колоссальной. Если, конечно, вы уже не являетесь миллиардером и для вас этот миллион – карманные расходы.

А что если вам за ту же самую работу пообещать 10 рублей. Что с мотивацией? Значительно снижается или пропадает вовсе. Так ведь?

Итак, что мы видим. Ценность результата играет огромную роль в нашей мотивации.

Но не единственную, как может кто-то подумать. Потому что если нам пообещать тот же миллион долларов за действие, где у нас нулевое ожидание, то что случится? Правильно. Ничего.

Обращаясь к формуле мотивации, мы видим в числителе:

Код мотивации: Взломай и действуй!

Давайте вспомним среднюю школу. Если хоть один из множителей равен 0, то произведение чисел также равняется 0. Но если вы решили, что мы закончили с ценностью, то не тут-то было.

Потому что бывает так, что ценность результата не имеет ровным счетом никакого значения. Или же имеет, но совершенно незначительное. Но при этом мотивация остается довольно высокой.

И на это есть очень простая причина.

Для нас важна не только ценность результата, но и ценность процесса, ведущего к этому результату.

Это как секс.

Процесс обычно гораздо ценнее результата.

Итак, подведем итог.

Если какой-то процесс или результат обладают для нас высокой ценностью и при этом наша вера в то, что мы получим эту ценность, высока, то наша мотивация, как правило, будет тоже сильной.

Отложенность

Теперь вернемся к нашему миллиону долларов за 10 километров бега или огромной статьи, которую надо написать, скажем, сегодня.

И, чтобы было еще понятнее, как работает отложенность, уменьшим наше вознаграждение до 100 тыс. рублей. Так, чтобы у нас все еще сохранилась достаточно высокая мотивация действовать, но при этом она была уже не столь высокой, как с примером в 1 миллион.

Давайте представим 2 варианта развития событий.

В первом варианте я предлагаю вам выдать деньги сразу же после завершения задачи. Как только вы закончили статью или преодолели последние метры своей пробежки, - вы тут же получаете на руку пачку в 100 тыс. рублей. Ну, или 200, 300, 500 тыс., если 100 тыс. вас не заставят столько бежать.

И второй вариант: вы получите эти деньги через год.

А теперь заметьте, насколько большая разница в вашей мотивации в первом и втором случае.

Что на счет третьего варианта? Вы получите эти деньги только через 10 лет. Как вам такой расклад?

Как вы видите, наша мотивация стремительно падает, когда речь идет об отложенных сроках получения желаемой награды.

Эта проблема многих фрилансеров (людей, работающих на себя). Когда им необходимо работать сегодня, а деньги за заказ они получат только через несколько недель.

Возможным выходом из этой ситуации для нанимателя может быть разбиение проекта на этапы и проведение выплаты маленькими частями. Таким образом, можно значительно снизить риск того, что фрилансер не выполнит проект в срок или сильно его затянет.

Взгляните на график ниже.

На нем мы взяли мотивацию и отметили её как вертикальную ось.

В то время как горизонтальной осью является время, которое требуется для получения вознаграждения.

На этом графике мы ясно видим, что уровень мотивации падает по гиперболе.

Код мотивации: Взломай и действуй!

Т.е. если награда отодвигается на одну неделю от начала выполнения задачи, то мотивация страдает весьма серьезно.

Если же награда изначально была отложена на год, но тут её отодвинули еще на неделю, то мотивация почти не изменится.

Когда мы хотим, чтобы наша мотивация страдала как можно меньше из-за отложенности, нам важно сделать так, чтобы мы как можно быстрее получили нашу награду.

Итак, подведем итог.

Чем дольше мы ждем ценной для нас награды, тем ниже наша мотивация. Причем, падает она по гиперболе. Мотивация упадет крайне быстро в кратчайшие сроки, но по мере дальнейшего отдаления награды её уровень практически не изменится.

Импульсивность

Итак, вы уже знаете о влиянии ожидания, ценности и отложенности.

Остался последний компонент нашего кода, который носит название «импульсивность».

Чтобы лучше понять, как этот компонент работает, давайте рассмотрим 2 ситуации.

Представьте, что вам нужно написать большую статью. Или даже книгу.

И есть 2 варианта развития событий.

В первом варианте вы будете писать её в тихом спокойном пустом помещении, где перед вами будет только компьютер с текстовым процессором без интернета.

Во втором случае вы будете писать её в шумном офисе на компьютере, подключенном к интернету. Более того, вам будет постоянно названивать телефон, приходить сообщения и подходить люди с различными вопросами и мелкими поручениями.

Ваша импульсивность – это то, насколько факторы из второго варианта повлияют на вашу мотивацию.

Импульсивность является чертой отчасти врожденной, отчасти приобретенной. Отчасти на неё влияет окружение, в котором мы достигаем нашей заветной цели.

Импульсивность – это также то, насколько отложенность награды влияет на нашу мотивацию.

У разных людей она проявляется по-разному.

Есть люди, готовые долго ждать и работать, чтобы получить то, чего они хотят достигнуть.

И есть люди, которые не способны ждать. Они быстро бросают то, что могло бы принести в их жизнь массу ценного.

К счастью, не важно, к какой группе людей вы относитесь, на этот параметр мы можем влиять.

Например, создав соответствующие условия в примере выше.

Есть и другие способы, которые мы рассмотрим чуть дальше в этой книге.

Взлом начинается!

Теперь, когда код мотивации нам ясен и понятен… Напомним, как он выглядит:

Код мотивации: Взломай и действуй!

Пора его взламывать!* 👈 Жми!

* Читать полную полную версию книги на сайте или скачать в формате пдф

Шатров Альберт, Курилов Юрий, "Код мотивации: Взломай и действуй!"
Шатров Альберт, Курилов Юрий, "Код мотивации: Взломай и действуй!"
Об авторах:
Альберт Шатров
Тренер-психотехнолог, психолог-психотерапевт, коуч, акмеолог.
Журналист, писатель, член Союза журналистов России.
Десятки и сотни проведенных и записанных тренингов, курсов и вебинаров, тысячи часов индивидуальной работы.
Последовательный критик многих устаревших методик и подходов в современной психологии и психотерапии.
Ваш проводник в долину неизбывных источников мотивации.
Юрий Курилов
В инфобизнесе с 2007 года и начинал как организатор живых тренингов и семинаров.
Организовал тренинги для более 30 тренеров из 5 стран.
Привез в Россию свыше 10 психологических методик и систем, которыми сейчас активно применяются многими психологами и коучами в своих практиках. Среди которых (ПЭАТ, EFT, Духовный выбор, Символическое моделирование, TFT и др.)
Разработал и провел свыше полусотни различных учебных продуктов и программ на темы инфобизнеса и личностного развития.
Сооснователь веб-студии, вошедшей в ТОП-100 веб-студий России.
Неоднократно выступал вживую на американской сцене перед западными инфо-предпринимателями.