Дзен полон невозможных противоречий

3 January
<100 full reads
163 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 48% of the total page views
2 minutes — average reading time
Дзен - это нечто большее, чем японская чайная церемония. В дзен нет ничего больше, кроме японской чайной церемонии

Дзен, кажется, полон невозможных противоречий. Его сложно понять тому, кто привык мыслить логически, и легче тому, кто привык мыслить поэтически. Дзен обогащает логическое мышление, превращая его в логически-поэтическое. Хотя проницательность логического мышления не исчезает, к нему добавляется поэтическое и духовное восприятие.

Монах в медитации Дзадзен
Монах в медитации Дзадзен
Монах в медитации Дзадзен

Рациональное или научное мышление дуалистично: или-или, правильно-неправильно, да-нет, хорошо-плохо. Поэтическое или холистическое мышление едино и объединяюще: оно и да, и нет, и то, и другое. "Дзен - это нечто большее, чем японская чайная церемония", - это обращение к логическому мыслителю, это - очевидная правда. "В дзен нет ничего больше, кроме японской чайной церемонии", - обращение к поэту, интуитивно улавливающему макро и микро, целое в одной из его совершенных частиц. Это взгляд на мир, нашедший отражение в стихотворении Уильяма Блейка:

Увидеть мир в песчинке
И небо в полевом цветке,
Держать в ладони бесконечность
И вечность в часовом витке

Как логический мыслитель может стать в добавок еще и поэтическим? Это и есть основная трансформация, на которую направлена практика дзен. Практика дзен содержит три ключевых аспекта. Первые два - это сидячая медитация (дзадзен) и работа над очевидно нерешаемой загадкой (коан).

Дзен зародился как урезанная форма буддизма, и особенно процветал в Японии, где по сей день сохранилась монашеская традиция. Монахи ведут очень строгий и дисциплинированный образ жизни. В последнее время в разных уголках мира, не только в Азии, учителями Дзен открыты учебные центры для простых мирян, где также делается упор на регулярную практику и самодисциплину.

Со временем натренированный медитацией ум сможет начать работать над коаном. Самый известный, благодаря своей очевидной абсурдности, коан: "Что такое хлопок одной ладони?". Еще один коан, который задают наставники своим ученикам: "Покажи мне лицо, которое было твоим даже до твоего рождения".

Логический мыслитель не избежит искушения сразу бросить эти задачи. Размышления над подобными загадками покажутся ему пустой тратой времени... Но здесь вступает в дело третий ключевой аспект дзен: преданное отношение между учителем и учеником. Учителя дзен могут проследить свою цепочку мастеров и учеников вглубь на несколько веков. В каждом звене этой цепочки учитель проявляет к своему ученику такое же уважение и преданность, как когда-то к своему учителю, а тот к своему, и так далее. Здесь не должно быть никакой явной привязанности, но обычно негласно присутствует сострадательная и бескорыстная любовь. Это преданное уважительное отношение служит катализатором для трансформации усердного ученика.

Когда учитель просит ученика найти решение загадки, то принимается на веру, что он не попросит провести время над бессмысленным заданием, поэтому ученик берется за работу. В медитации ученик размышляет над коаном. Он осознанно думает об этом каждую секунду бодрствования, и даже вспоминает об этом во сне. Постепенно происходит ослабление доверия к логическому подходу как к единственному способу решить коан. Одна ладонь не может хлопать сама себя, значит, должен быть другой ответ. Эти раздумья заставляют ученика изрядно попотеть и испытать широкий спектр эмоций. Сначала сомнения, недоумение, беспокойство. Следом, возможно, гнев из-за отсутствия прогресса. Потом вину за искушение бросить эту затею, и стыд - ведь никаких подвижек так и нет. Это эмоции страдания, потери и отпускания, это эмоции трансформации.

Наконец текут слезы облегчения и происходит долгожданный прорыв. Сквозь загадку становится видна великая целостная истина, лежащая в самой ее сердцевине. Облегчение, радость и удовлетворение переполняют ученика. Он идет к мастеру, и тот заранее улыбается, уже догадываясь, что долгожданная революция произошла.

В кругах дзен этот опыт называется "кэнсё", что можно перевести как "видение (истинной) природы". Пока это не произойдет, человек и мир считаются отделенными друг от друга и чуждыми друг другу. Однако, после этого опыта человек становится гармоничной частью окружающего мира. Это достижение важнейшей вехи духовного развития, посредством которого Эго воссоединяется с истинным, духовным Я.

Так что же такое "хлопок одной ладони"? Есть версии?

Читайте также:

Жить осознанно

Выбери свою медитацию

Научно доказанная польза йоги