Откуда взялась нравственность

17 January
<100 full reads
147 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 37% of the total page views
2 minutes — average reading time
источник pixabay.com
источник pixabay.com
источник pixabay.com

Существует довольно распространенное мнение, что религия якобы является источником моральных и нравственных принципов. Обычно это основано на вере в то, что религия транслирует моральные устои от божественного создателя Вселенной. Несмотря на то, что естественное происхождение нравственности давно и абсолютно точно доказано учеными и широко признано в академическом мире, многие люди не представляют себе, как моральные качества могли возникнуть не сверхъестественным образом.

Понимание истоков морали, как и всех поведенческих черт, следует искать с учетом как биологической эволюции, так и культурной.

Человеческую мораль формируют индивидуальные характеристики и групповая динамика. Индивидуальные характеристики включают в себя инстинктивные и эмоциональные черты, такие как сочувствие, чувство вины, а также когнитивные способности, например способность подавлять импульсы и умение рассуждать. Групповая динамика вращается вокруг сотрудничества и конкуренции, а также развития социальных и культурных норм и правил. Все эти индивидуальные и групповые факторы между собой взаимосвязаны.

Инстинктивные и эмоциональные черты

  • Сочувствие
  • Вина и совесть
  • Стыд (и забота о репутации)
  • Отвращение
  • Неприятие гнева и несправедливости

Эти эмоции и их поведенческое выражение демонстрируются и другими животными, особенно приматами. Существует большое количество исследований, показывающих наличие сложных нравственных инстинктов у детей, в том числе младенцев, слишком маленьких, чтобы успеть социализироваться. Маленькие дети проявляют сочувствие, чувство справедливости, отличают "хорошее" и "плохое" в человеческом поведении. Некоторые эмоции, такие как отвращение и гнев, могут подпитывать сострадание или жестокость. Даже сочувствие может разжечь агрессию, например, когда сочувствие кому-то из членов своей группы побуждает отомстить обидчику из другой группы.

Сочувствие

Приматолог Франц де Ваал со своей командой убедительно доказал наличие сочувствия в поведении ближайших родственников человека - шимпанзе и бонобо, а также у других животных. Конечно, шимпанзе очень агрессивны (в сравнении с теми же бонобо, с которыми мы в равной степени связаны родством) в отношении других групп сородичей или на охоте, когда они ловят и едят обезьян. Но шимпанзе также кормят старых и слабых членов группы без расчета на взаимность. Шимпанзе и другие человекообразные обезьяны утешают своих близких, попавших в неприятности.

На такое альтруистичное поведение шимпанзе мотивирует острое сопереживание чужой беды, буквально это можно обозначить фразой "Я чувствую твою боль". Нейробиологические эксперименты показывают, что у людей такая эмоциональная мозговая цепь активируется, когда мы сами чувствуем боль, либо когда видим чужую боль. Сочувствие - это реакция, возникающая на физическом уровне, связанная с бессознательным отражением чужого поведения или имитацией. Часто это происходит автоматически и непроизвольно, например, когда мы морщимся или вздрагиваем при виде чужой травмы. Мы непроизвольно улыбаемся, когда улыбаются нам, - эта автоматическая реакция программируется в возрасте от четырех до шести недель. Сочувствие также проявляется в виде эмоциональной синхронности, сходства настроений, "заражения" эмоциями в толпе, большой группе или религиозной общине.

Неуравновешенное и неразборчивое сочувствие не помогло бы эволюционному выживанию. Естественный отбор у приматов сформировал как сочувствие, так и агрессию, как способность сотрудничать, так и состязаться. Сочувствие проявляется сильнее всего, когда один отождествляет себя с другим.

Когнитивные способности

Индивидуальные характеристики, порождающие человеческое чувство нравственности, включают также высокие когнитивные способности, в частности:

  • самоконтроль
  • рациональное мышление

Самоконтроль - это важнейшая способность сложных животных. Он позволяет животному подавлять импульсивные действия или откладывать сиюминутное удовольствие ради того, чтобы производя более сложные действия, достичь более крупного вознаграждения в дальнейшем. Например, самоконтроль позволяет хищнику преследовать жертву, выжидая подходящего момента, а не сразу набрасываться на нее. Самоконтроль, помогая тормозить агрессию, играет решающее значение для сотрудничества высших животных.

Люди сильно преуспели в самоконтроле, который зачастую принимает очень сложные формы. Часто самоконтроль называют силой воли. Сила воли у разных людей отличается, и по большей части определяется врожденным темпераментом. Относительная сила воли или слабость конкретного человека может быть удивительно стабильна на протяжении всей жизни, но, тем не менее, может развиваться под влиянием окружающей среды, обучения, иных условий.

Групповые и социокультурные факторы

Социализация и образование играют важнейшую роль в преобразовании наших врожденных моральных инстинктов, влияя на то, какую форму принимает мораль в разных культурах и обществах.

Личные интересы и взаимность

Социальные факторы, формирующие моральные принципы, основаны на сотрудничестве. На сотрудничество оказывают сильное влияние личные интересы и взаимность. Теория игр применяет математические модели для изучения рационального принятия решений в ситуациях конкуренции и сотрудничества. Такие модели важны для понимания экономики, социологии, политики, международных отношений.

Взаимность лежит в основе "золотого правила", которое является центральным принципом большинства религий - "поступайте с другими также, как хотите, чтобы поступали с вами".

Расширение понятия "внутри группы"

У всех приматов, в том числе людей, агрессия чаще встречается за пределами своей группы, а внутри группы более характерно сотрудничество. С появлением речи у человечества значительно возросла способность к сотрудничеству. С развитием сельского хозяйства группы стали значительно больше, примерно в это время могла возникнуть религия как инструмент объединения сильно разросшихся групп. Группы продолжали расти с развитием торговли, экономических отношений, взаимозависимости людей. Позже развитие всеобщей грамотности стало дополнительным фактором, расширяющим понятие "внутри группы". Людям стало проще поставить себя на место кого-то, не похожего на них. Возможно, популярность художественной литературы в XVIII веке тоже сыграла в этом роль. Еще одним фактором, снижающим уровень насилия в обществе, стало расширение прав и возможностей женщин.

Социально-экономические условия

Определенные социально-экономические условия способствуют сотрудничеству и состраданию и снижению уровня агрессии. Это социальная и политическая стабильность, благосостояние и уровень образованности населения, общедоступная медицина и социальные услуги. Кроме того, самые мирные, терпимые и сострадательные общества в современном мире - это именно светские общества. За последние десятилетия западные и огромное количество восточных обществ эволюционировали до более или менее демократических обществ.

Заключение

Нравственность можно определить как естественную характеристику, вытекающую из черт, основанных на инстинктах и эмоциях и сформированную разумом под влиянием социальных условий. У людей также есть склонности к жестокости, эгоизму, агрессии, но просоциальные, ориентированные на сотрудничество черты все же имеют преимущество как с точки зрения биологической, так и с культурной эволюции.

Читайте также:

Светлая триада - три черты хороших людей

Отголоски эволюции в повседневной жизни

Модель психического или понимание чужого сознания