Детские травмы. Как слово наше отзовется

Я не люблю Пушкина. Что для человека с высшим филологическим образованием и беспросветно гуманитарным складом ума — ересь, достойная сожжения на костре из книг менее чтимых писателей. Впервые услышав о «Маленьких трагедиях» авторства Пушкина А.С., я задалась вопросом: трагедии в самом деле бывают маленькими? А чем измерить её размер? Что, если человек маленький, трагедия у него тоже маленькая?

Инна Кулис, Мама, бабушка, тёща, филолог, йог
Инна Кулис, Мама, бабушка, тёща, филолог, йог

Или, наоборот — чем человек меньше, тем трагедия больше? В силу того, что не готов этот человек ещё к тому, что жизнь — это не только любовь, забота близких, безопасный дом, яркие книжки и игрушки. Порой она бывает неоправданно и непредсказуемо злой. Как тётенька из детского сада, которая навешивает ярлыки: ты — хороший, ты — плохой.

Как убить в ребёнке желание вырасти

Недавно в разговоре с мамой внук признался, что не хочет становиться большим. Хотя совсем недавно фразу «ты ещё маленький» воспринимал почти как оскорбление. После долгих «почему» выяснить удалось немного.

В саду ему сказали, что раньше, когда он был маленьким, он был хорошим, а теперь он плохой. А плохим ребёнок становиться никак не хочет, потому что тогда с ним рядом будет «не радостно» (каково!). Вот он и хочет оставаться маленьким, т.е. хорошим и несущим радость.

По мнению детсадовской тётеньки, он плохой потому, что плохо себя ведёт. В чём эта «плохость» заключается, внук рассказать не смог. И я верю, что он сам не знает, потому что обычно в проступках сознаётся. Кстати, все попытки узнать, кто его так «оценил», успеха не имели. Ибо молодой человек с ранних лет персоналии не выдаёт. Так-то.

В этой связи у меня возникла идея. Может быть, всем работникам, которые вместе с нами воспитывают наших детей и внуков, нужно давать клятву, наподобие клятвы Гиппократа у медиков? Например, клятву Песталоцци (замечательная личность, кстати). Потому что в воспитании, как и в медицине, важно не навредить.

Сакраментальное тютчевское «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся» имеет смысл лишь в контексте его же продолжения. А там про сочувствие. Делаю банальный вывод, что со словами нужно обращаться бережно, а не швыряться, как камнями, во все стороны. Особенно, если слова не добрые.

Ни хороший, ни плохой — но уникальный

Почему кто-то присваивает себе право клеймить других? Неважно, что будет выжжено в итоге — «хороший» или «плохой». Это то, с чем человек будет жить. И как будет себя чувствовать «хороший» ребёнок, если в школе (или неважно где) ему вдруг скажут, что он «плохой»?

Почему не исходить из совершенно очевидного посыла, что все люди РАЗНЫЕ? Они не хорошие, они не плохие, они уникальные. Нет на земле никого, кто бы в точности повторял другого человека. КАЖДЫЙ эксклюзивен, как отпечатки пальцев, как рисунок ушной раковины. А потому любой человек может совершать поступки, которые могут кому-то не понравиться (откровенное хулиганство здесь не рассматриваем, т.к. не шла о нём речь изначально). Мне, например, не нравится, когда воспитатель заставляет плачущего ребёнка перед ней извиняться (нет, это не о моё внуке — моя реакция тогда была бы совсем другой).

Кто-то скажет: подумаешь, дети всё быстро забывают. А я не соглашусь. Моя дочь до сих пор помнит слова тётеньки-врача, которая ей, шестилетней, сказала, что «медицина бессильна тебе помочь». А дело было в плохо поддававшемся лечению кашле.

Да что там: моё детство случилось на 20 лет раньше, но клейма и ярлыки тоже до сих пор помнятся. И даже если слова сотрутся, клеймо-то — навсегда. Потому что больно.

Но всё в жизни многогранно. И в любом событии есть нечто приносящее пользу. Я для себя поняла, что, делая акцент на позитивных сторонах личности внука, была права. Потому что всем известное «где мысль — там энергия, где энергия — там действие…» работает. Ведь что взращиваешь, то и получаешь.

Еще больше полезных советов по воспитанию детей читайте в журнале «Психология эффективной жизни».