Стоит ли причинять добро?

«Доброта – это невмешательство в чужую судьбу без крайней на то необходимости». Согласны вы с этим утверждением? Поразмышляем вместе с психологом, автором книг Владиславом Божедаем о разных гранях добра и зла.

Почему милосердные люди до сих пор существуют?

Эволюционная психология дает ответ на этот вопрос. Те общества, где уровень кооперации и доверия был выше, успешно конкурировали с другими, более разобщенными. Умеренно благодушные сообщества имели больше шансов на выживание.

Насколько это актуально в современном мире? Какие общества наиболее успешны и конкурентоспособны? Успешны те, где больше уровень, радиус доверия, а следовательно, и кооперации, где нет лишних издержек на преодоление недоверия, нет полутора миллионов охранников в магазинах, офисах, где нет тотальной паранойи.

Темная сторона добра

Активное благодеяние зачастую граничит с агрессией. «Причиняющие добро» считают, что обладают истиной в последней инстанции, ведь они рыцари добра, а остальные для них автоматически являются рыцарями зла. Такие люди не склонны рассматривать ситуацию со всех сторон.

«Для того, чтобы творить добро, им прежде всего надо обладать».

Яркий пример – идейные фанатики, сектанты. Когда такие «гуманисты» рубят лес Зла, только щепки летят. Горе тем, кто окажется на пути рыцаря Добра, ведь он не понимает, что этические категории относительны. Играть по правилам зла и при этом бороться за добро невозможно. Мысль о том, что в мире происходит не конкуренция чистого добра с абсолютным злом, а борьба за минимизацию зла, кажется ему абсурдной.

Многие так и норовят причинить добро в насильственной форме, особенно опасны те, кто желает блага всем, кроме себя. Такие люди считают, что если они жертвуют собой ради других, то они правы и святы. Жертвенность этих людей – это вторичная выгода, через нее они обретают власть, моральный авторитет.

Один из таких примеров – мать Тереза, которая очень жестко относилась к себе и на этом основании имела моральное право жестко относиться к бедным и больным в своих клиниках. «Я думаю, что это очень красиво для бедных – принять их долю и разделить страдания вместе с Христом. Я думаю, что миру очень помогает страдание бедных людей», – говорила она.

«Злоупотребленное добро встречается чаще рафинированного зла».

Добро – это меньшее зло в конкретных обстоятельствах

Понять феномен добра невозможно без понимания феномена зла. Добро существует там, где отсутствует мотивация творить зло.

Зло идет от сердца, оно зачастую одержимо чувством мести и гордости и поэтому спонтанно и нерасчетливо, не учитывает возможность фидбэка и реванша.

«В борьбе с одним злом обязательно появляется другое – как результат азартности этой борьбы».

Зло всегда настаивает на том, что знает единственный, верный путь к счастью.

Я думаю, что «добро» – это часто активность на грани агрессии. Причиняющие добро считают, что обладают истиной в последней инстанции, поэтому они не склонны рассматривать ситуацию в целом, в комплексе. Как правило, это свойственно абсолютным, идеалистическим гуманистам.

Такими людьми, как правило, владеет одна, большая, светлая, целостная в своей ограниченности сверхидея. Они не понимают, что добро, как и зло, носят вероятностный и избирательный характер. Простая мысль, что в мире идет не конкуренция добра со злом, а борьба за минимизацию зла, то есть борьба между большим и меньшим злом, кажется им абсурдной.

«Зло берется из абсолютной веры в собственную святоносность».

Я не утверждаю, что в мире нет добра и зла. Я просто призываю к тому, чтобы относиться к этим понятиям с большей осторожностью и осмотрительностью. Именно такая осмотрительность и есть основа добра. Совершая благодеяние – сомневайтесь в нем.

Стремясь стать лучше, для начала достаточно перестать причинять зло. Причинять добро другому невозможно, пока не причинишь его себе. Будьте милосерднее к себе самим, и люди почувствуют вашу благожелательность. Хороший поступок, совершаемый от сердца, всегда для себя и никогда для других.

Автор: Владислав Божедай, руководитель проекта «Наша Психология»