Фильм «Джокер» – безумный шедевр

15 October 2019
2k full reads
2,5 min.
2,5k story viewsUnique page visitors
2k read the story to the endThat's 78% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Режиссер в соавторстве с актером создали незабываемый образ человека-катастрофы в клоунской маске. Лестница, по которой главный герой Артур Флек в начале уверенно поднимается вверх, а потом в ярком красном костюме и маске стремительно бежит вниз, воспринимается как символ крушения личности. Личности неординарной, с несомненным умением дарить людям праздник, как учила мать «ходить с улыбкой на лице и жить радостно». Но приносить он будет только горе, а сам сменит добрую маску комика на маску злодея Джокера. Почему?

Перерождение «славного малого» происходит на наших глазах и движется лавиной по законам психологического триллера. Сначала настораживает истерический смех, но сам неудачник Флек с его великой мечтой стать стендап–клоуном и попасть на передачу телевизионного кумира Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро) вызывает сочувствие.

О психическом заболевании Артур сообщает сам. Он показывает встревоженным попутчикам отпечатанное сообщение – человек болен, при любом нарушении спокойствия следует приступ неконтролируемого смеха.

Зрители узнают о деструктивном влиянии психически нездоровой матери. Именно она издевалась над маленьким приемным сыном Артуром. Именно она подталкивает взрослого мальчика к трагедии своими бесконечными письмами к самому богатому человеку города, которого ее больное воображение рисует как отца Флека.

Нарушает жизнь героя и реальная действительность. От строгой сотрудницы социальной службы он узнает, что психологическая помощь и обеспечение нейролептиками прекращается из-за сокращения средств надолго или навсегда.

Социальное сопротивление миру, который выбрасывает в никуда таких изгоев и неудачников, принимает самые жестокие формы. Нарушен закон нормальной жизни человека, который должен иметь работу, семью, быть окружен заботой и вниманием. Но этого нет. В агентстве, где Артур работает комиком по вызову, он получает самые никчемные поручения. Мы видим как он мечется с желтой вывеской. Спасая атрибут, нарывается на жестокие побои подростков.

В больнице, где он должен веселить на следующий день детей, теряет пистолет, навязанный сослуживцем для обороны. Его мгновенно увольняют. И никакие правила, когда на дорогу войны вступает такой неуравновешенный человек с нарушением психики, как Артур, больше не действуют, остается ждать беды.

И она приходит. Внутренний ад в душе Артура Флека взрывается ровно тогда, когда подвыпившие молодцы решают над ним поиздеваться в ночной электричке. Пули укладывают на месте одного за другим, через последнего хладнокровно убитого он просто переступает и возвращается домой, где услышав по телевизору сообщение об убийстве в метро разражается смехом. Эта защитная реакция будет и дальше звучать неким тревожным фоном, но посещает ли чувство вины убийцу непонятно.

Он и дальше будет безмятежно слушать сводки об убийствах, которые всколыхнули весь город. Специалисты знают, что при такой психопатологии человек не способен на эмпатию. Да и как иначе, до его страданий, психической болезни без лечения никому нет дела, и злая воля вырывается из тщедушного и покалеченного побоями тела, чтобы мстить.

Клоун становится убийцей-социопатом, его вольные и невольные обидчики погибают один за другим. Подсознание выплескивает наружу все дурные воспоминания. И он расстреливает своего коллегу, опрометчиво подсунувшего ему пистолет. И это не финиш. Когда он душит подушкой в больничной палате мать, за которой заботливо ухаживал совсем недавно, умиляя зрителей, понимаешь, что герой сломлен и оружие уже у его виска.

Правда, выстрелит оно еще раз публично, когда приглашенный на передачу кумира комик на всю страну объявит, что именно он – злой и непримиримый Джокер, который убил тех парней в метро. Только безумный человек может на телешоу смеха и радости спокойно признаться в убийстве. И не только. Новый Артур Флек, яростный и дерзкий, стреляет в ведущего, позволившего себе по давней привычке поглумиться над бедолагой на глазах у миллионной публики. Безусловно, участие в травле другого повышает самооценку, но ненадолго. Понимает ли человек в маске Джокера, что ставить точки пулей – совсем не выход? В этом состоянии нет.

Страх бежит по жилам, когда поверженный Джокер неожиданно поднимается и встает над толпой, как истинный герой. Наш печальный клоун здесь и сейчас ликует единственный раз.

Вместо того, чтобы проклясть злодея, толпа делает из него героя. Тысячи дружно кричат – мы с тобой, мы все – клоуны.

Уродство реальности подтверждают многочисленные смеющиеся маски. Мы видим, как срывает крышу, как толпа готова попрать все человеческое… отвечая на насилие насилием. Когда в мире рушатся все социальные связи, в психике человека происходят адекватные события. Черный юмор кино беспощаден ко всем, начиная с героя и заканчивая политиками, раскрашивающими действительность только обещаниями.

Не забывается вопрос, заданный Джокером в самом начале: «Это только я или все вокруг становятся безумнее?». К этому можно добавить проблематику насилия, охватившего целые страны. И катастрофу слабого человека в мире жестокости.

Критики назвали фильм «безумным шедевром». А режиссер Тодд Филлипс поспешил откреститься от обвинения в пропаганде насилия в своем громогласном заявлении: «Нельзя винить фильм за происходящее в мире. Это не призыв к действию, а призыв к обществу заняться самоанализом».
Фильм «Джокер» – безумный шедевр

Автор: Александра Фатеева, журналист, социолог, кандидат исторических наук, доцент