Фильм «В объятиях лжи» смотрим вместе с психологом

18 April 2019
375 full reads
2 min.
604 story viewsUnique page visitors
375 read the story to the endThat's 62% of the total page views
2 minutes — average reading time
Фильм «В объятиях лжи» смотрим вместе с психологом

Согласно анонсам, это фильм про странности женской дружбы. Но если смотреть глубже, это кино о том, как страшно бывает наше желание любить и быть любимыми.

Нам всем нужны друзья. Фраза понятная, хочется кивать и рассуждать в ответ, рассказывая, как много у меня друзей и какой я хороший друг. Посмотрите фильм «В объятиях лжи» и вернитесь к этой фразе. Возможно, вам захочется сказать совсем другие слова.

Девушка Френсис находит в метро сумочку и решает вернуть ее хозяйке. Пожилая женщина встречает ее, угощает чаем, драматично вспоминает об умершем муже и дочери, живущей далеко. Тема потери близких людей «откликается» героине, ведь она до сих пор переживает смерть собственной матери год назад. Так начинается дружба стареющей, но безупречно красивой Греты и юной Френсис. Но вскоре эти отношения начинают тяготить девушку. Когда она решает прекратить общаться с навязчивой новой знакомой, это оказывается нерешаемой задачей.

Это история про женщину с явными психическими отклонениями, готовую похищать, привязывать и запугивать другого человека. Для Греты это необходимость быть рядом и проявление любви. Она преследует человека, держит его в своем доме, закрывает в ящике. Такое бывает только в историях про ненормальных людей, скажете вы – и будете правы. Но если убрать сюжетные линии и посмотреть на смысл, то все становится понятнее.

Привязать другого, сделать его зависимым от себя, заполнить его жизнь собой – не бывает ли так с нами в отношениях? «Ты не хочешь быть со мной? Давай я буду сама нежность. Тоже нет? Тогда я буду устраивать истерики». Из-за стремления постоянно быть рядом смысл жизни сводится к другому человеку. И мы готовы тратить все силы, чтобы обрести свое придуманное «счастье». Неважно, что другому страшно, не нужно, неинтересно, не хочется. Если он не играет по моим правилам, я накажу. Закрою в комнате и буду изображать другую жизнь. Верить в эту «как будто» дружбу и необходимость для другого человека.

Один момент в фильме – гениальные эмоции Изабель Юппер. Когда Френсис отказывает ей в дружбе, Грета отвечает без слов. Лицо, выражение глаз изменяются, и вместо просящей мы видим ненавидящую, сильную, властную женщину, которая пойдет на все, чтобы достичь своей цели. Сочувствие и непонимание, вызванные поступками Греты, становятся страхом, отвращением и злостью. А новое воплощение Юппер уже идет к своей воображаемой подруге и забирает ее в свой дом.

Точность плана героини отмечается метрономом, стоящим на фортепиано. Он кажется не только важным для ритма исполняемых мелодий, но и символом созданной схемы похищения и жизни после него. Именно метроном срывается в четкий такт каждый раз, когда Френсис стучит в стену, чтобы ее услышали люди, приходящие в дом. Дверь, закрытая шторой, толкает фортепиано, и включает метроном. Приспособление, необходимое для соблюдения правил игры, становится в фильме причиной разрушения созданной Гретой мелодии ее плана.

Идеальная схема без искренних эмоций всегда дает сбой. Отношения, построенные на власти одного и беспомощности другого, приведут к тому, что в ящике окажется не жертва, а тиран. Нельзя равномерно играть в дружбу, любовь и любые другие отношения, а после закрывать крышку инструмента до следующих действий. Даже неодушевленный предмет становится противником живой и фанатично преданной своей «музыкальной» пьесе Греты.

В российском прокате фильм «Грета» назван «В объятиях лжи», и с этим хочется поспорить. Героиня, прожитая Изабель Юппер, жаждет получить присутствие и дружбу так же сильно и по-настоящему, как Френсис ее отвергает. И скорее это «в объятиях желания», или «гипертрофированная потребность любви», выраженная так сильно и по-настоящему, что становится страшно и неприятно.

Оригинальное название «Грета» – четкое и понятное выражение главного в этой истории. Героини, проживающей свою психическую несостоятельность так бескомпромиссно и честно, что невозможно отвести от нее взгляд.

Автор: Анна Шалимова, кандидат психологических наук, тренер, автор игровых моделей, игротехник