Картонное чудо израильского автопрома

27 August 2019

Когда я только впервые оказался в Израиле в далеком 1990 году, то на улицах периодически можно было встретить странные машины из... пластмассы. Типа ГДРовского "Трабанта". В какой-то момент заинтересовался и вот какую историю узнал: в начале 60-х годов многие автомобильные концерны отказывались поставлять в Израиль машины, чтобы не испортить отношения с большими арабскими покупателями. Тогда решили создать свой автопром, чтобы ни от кого не зависеть. Так появилась "Сусита", чисто израильская машина. Шел 1957 год.

Но если быть точным, то первый автомобиль, собранный на территории Подмандатной Палестины в 1935 году (за 13 лет до образования Израиля) был лицензионный британский "Standard", но изготовив порядка 20 машин, фирма разорилась. Она есть на фотке внизу -

Следующая попытка создать собственный автопром была предпринята в 1951 году, сразу же после образования Израиля. Предприимчивый инженер Эфраим Илин получил лицензию американского автогиганта той эпохи, "Kaizer Enterprises" на сборку в Израиле нескольких моделей грузовых машин класса Студебеккер, Виллисов и пикапов. В 1952 году тот же Эфраим Илин получил лицензию французской "Рено", и вскоре появились первые легковушки "Контесса". Было выпущено несколько десятков тысяч автомобилей. Но к 1969 году дела пошли неважно, производство стремительно снижалось, и фирма ушла с молотка в пользу конкурирующего предприятия "Отокарс" под руководством инженера Владислава Шинлера.

Для крохотной страны, в те годы насчитывавшей всего 1,9 миллиона жителей это был грандиозный проект. Лицензионная сборка производилась уже несколько лет на предприятии инженера Илина, но создать с нуля полноценную базу и инфраструктуру для производства собственного автомобиля безусловно было прорывом. И это без каких-либо серьезных финансовых вливаний извне, во многом на личном энтузиазме.

В Хайфе меж тем в шестидесятых активно разрасталось предприятие "Отокарс", где производилась сборка целой серии автомобилей с двигателем от "Форда" объемом 997 куб.см. Корпуса были из стеклопластика, по типу ГДРовского "Трабанта". Было довольно много модификаций: пикапы, фургоны, седаны.

Серьезную поддержку предприятию оказал долгосрочный контракт с Минобороны Израиля на поставку некоторых видов пикапов и легковушек. В полиции они использовались в качестве патрульной машины, в армии - в качестве служебной для офицерского состава.

В начале 70-ых Сусита подверглась модификации, и вместо старого "фордовского" двигателя объемом в 997 куб.см, на них стали устанавливать более мощный двигатель класса "Триумф" объемом в 1,3 литра. Кроме того была запущена первая спортивная модель, называвшаяся "Сабра-Спорт" с довольно мощным по тем временам мотором в 1,7 литра. Всего было выпущено 280 автомобилей Сабра, после чего проект был закрыт из-за высокой конкуренции со стороны крупных мировых брендов.

Период между двумя арабо-израильскими войнами 1967 и 1973 годов был тяжелым для израильской экономики из-за огромных военных расходов. Государство отказалось от поддержки автопрома, субсидии свелись к нулю и к 1971 году компания "Отокар" обанкротилась. Ее перекупило другое предприятие, "Ром-Кармель", тоже едва дышавшее из-за падения спроса и экономического кризиса. Покупка была абсолютно формальной, поскольку производство автомобилей не возобновилось.

Только в 1977 году компания "Ром-Кармель" частично восстановила производство, и вплоть до 1981 года выпускала небольшие партии автомобилей на базе прежней Суситы, но с более мощным двигателем и небольшими дизайнерскими изысканиями корпуса. Выпустив около 10 тысяч автомобилей за этот период предприятие закрылось окончательно.

А закрылось оно по той причине, что был прорван арабский бойкот Израиля. И в страну устремились ранее недоступные мировые автобренды из Европы, Японии и Кореи. В это трудно поверить, но до восьмидесятых годов в Израиле не было японских, корейских и многих европейских автомобилей. Они попросту боялись потерять огромный и богатый арабский рынок из-за торговли с Израилем. Лишь США игнорировали арабский бойкот и могли себе позволить поставлять в Израиль автомобили без оглядки на арабов. Но американские машины было достаточно дорогие.

В наши дни Израиль не производит легковые машины, зато специализируется на военной технике, лицензионных грузовиках и внедорожниках, автобусах и так далее. Почти вся военная техника состоящая на вооружении Армии Израиля производится в стране либо своими силами, либо по лицензии.