Волго-Донской канал: как выглядит грандиозный советский проект сегодня

Что посмотреть в Волгограде, если по городу вы погуляли и на Мамаев Курган съездили? Я решил посетить Волго-Донской канал и его шлюзы, что в 30км южнее города и еще удивительный немецкий городок 18(!) века, затерявшийся среди унылых советских девятиэтажек.

Что до Волго-Донского канала, то это один из величайших гидротехнических проектов в бывшем СССР и в какой-то мере схож с Суэцким и Панамским каналам по своей протяженности. И кроме того, пару лет здесь проработал мой дед в качестве инженера в конце сороковых годов. Деда я не застал, но от бабушки слышал, что еще тогда дед был шокирован тем, как обращались на строительстве с работягами (там работало порядка 100 тысяч заключенных ГУЛАГа, плюс столько же пленных немцев) и что тысячи умерли из-за каторжного труда. Итак, в путь -


Нам нужен пригород Волгограда, который называется Сарепта, это 30 километров на юг по берегу Волги. Между прочим, считается частью большого Волгограда. Огромный город, вытянувшийся суммарно почти на 50 километров по берегам реки, я даже не ожидал. Добираться до Сарепты можно либо маршруткой (их несколько), либо электричкой. Стоит одинаково, ехать те же 40-50 минут. Но я ни секунды не сомневался, выбирая электричку. Во-первых, трястись в переполненной "газели" в сорокоградусную летнюю жару - удовольствие ниже среднего, а во-вторых в новых электричках нынче все цивильно и есть не только кондиционеры, но и туалеты. Одним словом, направился на пригородный вокзал и вот -


Купил в кассе билет. Добродушная кассирша посоветовала не брать сразу билет назад, мол, вдруг вам будет удобнее вернуться маршруткой. Собственно, вагон. Как думаете, маршруткой удобнее?


И никого нет, пусто! Красота -


За окном, между тем, тянутся заводы. Километры и десятки километров заводов, частично заброшенных, частично еще пыхтящих черным дымом. Волгоград во времена СССР превратили в промышленный гигант. Об экологии речи тогда не шло -


Еще несколько остановок и я на месте. Интересно они название станции перевели Sudoverkh - "СудоверХ".


Мы конечно едем в Сарепту, но выходить надо не на станции Сарепта, а на Красноармейской, это следующая. Потом примерно два километра через обычный спальный район до канала и шлюзов. Причем, ваш путь будет пролегать через старинный немеций городок, так что скучно не будет.

Предлагаю все же к немцам вернуться чуть позже, а пока посмотрим канал. Итак, канал по идее это закрытый объект. Пока я гулял по берегу канала и искал точку, с которой его сфотографировать, на меня даже успел с противоположного берега накричать охранник, типа нельзя фотографировать.

При этом, местный народ по берегам канала спокойно рыбачит и даже предается страсти в кустах. Посему, реагировать на кричащего я не стал, спокойно выбрал ракурс, сделал все дела и пошел дальше. Это что касается канала как такового, а вот знаменитые "ворота" шлюза можно снимать абсолютно спокойно. Сюда даже можно с экскурсией попасть и погулять вокруг этих ворот. Но, если честно, то моя переписка с местным музеем Волго-Донского канала зашла в тупик. Они вроде бы вначале обещали пропустить внутрь, но потом пропали со связи. Погуляем самостоятельно -



Если кратко и доступно, то цель канала - соединить Каспийское море с Черным морем. Суда, загружавшиеся в Красноводске (теперь Тукрменбаши) и Баку могли подняться вверх по Волге мимо Астрахани и Волгограда и затем по каналу выйти в Дон и оттуда в Черное море. Плюс, крупные промышленные центры, тот же Волгоград, получили водный путь между Каспием и Черным морем. Сегодня все это не так актуально, как в начале XX века, когда канал начали строить.

Нефть сегодня гоняют по трубопроводам, для товаров же есть разветвленная сеть железных и автомобильных дорог. Но, в определенной степени канал востребован и сегодня, хотя и скорее всего убыточен для государства. Тем более, что инфраструктура канала, созданная 70 лет назад начинает ветшать (обваливаются берега, засоряется сам канал и его надо регулярно чистить, устаревает оборудование на шлюзах), а для ее поддержания требуются значительные затраты.

Строить канал начали еще в тридцатых годах, но помешала Вторая мировая война. Лишь после победы в битве под Сталинградом (Волгоградом) работы возобновились. 31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов, а 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина. Тогда же у первого шлюза (со стороны Волги) был открыт памятник Иосифу Сталину (позднее снесён, на постаменте установлен памятник Ленину).


Канал имеет длину в 101 километр и выглядит так -


Вот тот снимок, за который на меня ругался дядька с противоположного берега. Кажется, я сфотографировал "секретный" объект - электричку. Или все же старую баржу?


Волга она интересная река. Много заводей, островков больших и малых. Кой-где люди обустраиваются таким образом, это вроде бы гостиница с возможностями для рыбалки и прогулок на катерах и лодках -


Никогда не воспринимал Волгоград как место для пляжного отдыха, но пляжи тут отличные и их много -


А там вам целый романтический остров с песочком и возможностями поставить палатку, чем не Таиланд?


А еще Волга, в зависимости от сезона, может мелеть. И тогда образуется песчаная отмель, по которой вы по щиколотку в воде можете выйти без преувеличения на середину огромной реки, как эти ребята. Снято с максимальным приближением, а вообще от меня, стоящего на берегу и до этих людей около километра -


И стою я не где-то, а в тени колоссального Ленина, самого большого в мире. На полном серьезе, это самая большая статуя Ленина из всех, существующих на свете. Она имеет 57 метров в высоту (вместе с постаментом), возведена в 1973 году. Примечательно, что статуя была поднята на уже имевшийся постамент, где ранее стоял такой же огромный Сталин, но он был демонтирован в 1962 во время хрущевской "Оттепели" и место было пусто еще десять лет.


Вот как это выглядит вблизи -

А за спиной у Ленина кипит жизнь, радостные горожане купаются в сорокоградусную жару в охлаждающих фонтанах. И стар и млад -


А теперь к вопросу о том, почему кассирша в Волгограде посоветовала не брать сходу обратный билет на электричку. Дело в том, что от станции Красноармейская (где я вышел) и до канала с памятником Ленина будет где-то три километра пешком. И чтобы вам поймать обратную электричку, придется также идти обратно, той же дорогой. От памятника Ленину отправляются маршрутки сразу в Волгоград, поэтому, если вы посмотрели все что хотели - самое время сесть и ехать. Вот только когда я увидел эту маршрутку, всякое желание на ней ехать пропало. Полная под завязку, духотища, на каждом углу остановки. Эдак я долго буду ехать и приеду в качестве варенного овоща.

Поэтому, предпочел неспешно прогуляться назад на станцию и по пути пообедал в приятной кафешке, чье название запамятовал. И теперь самое время вернуться к старинному немецкому городу, спрятавшемуся среди унылых советских девятиэтажек и хрущовок, который собственно и называется Сарепта.


Началось все во времена очень стародавние. В связи с колонизацией Нижнего Поволжья переселенцами из Германии царским манифестом от 22 июля 1763 земли от Саратова вверх и вниз по Волге были объявлены свободными и удобными к заселению. В период с 1763 по 1766 в Поволжье прибыло и расселилось 6342 семей немцев-колонистов из Саксонии. В 1765 на правобережье ниже Царицына (Волгограда) образовалась небольшая немецкая колония Сарепта. Немцы развили бурную деятельность, создавали мануфактуры и поднимали сельское хозяйство. Сарепта была одним из самых прогрессивных и комфортных для жизни населенных пунктов Саратовской и Астраханской губерний. В 1862 имела 85 домов, пару церквей, чистые мощеные улицы, дощатые тротуары. Своего пика по населению поселок достиг в 1920 году, тут жили порядка четырех тысяч человек, преимущественно этнических немцев.

Затем начался стремительный упадок поселка, равно как и всех других немецких поселений Поволжья. Немцы стремительно покидали эти места и к началу сталинского правления их тут практически не осталось. В годы Великой Отечественной войны из-за опасений, что Волгоград будет сдан немцам, оставшиеся несколько десятков жителей Сарепты немецкой национальности были отсюда депортированы в Сибирь, как потенциально нелояльные. Сарепта подвергалась бомбардировкам немецкой авиации и была в значительной степени разрушена. Сегодня сохранилось с десяток старых немецких домов, кирха, бывшая гостиница. Несколько зданий отреставрировали, но основная масса остается в удручающем состоянии. Кирха, меж тем, привлекает некоторое число местных лютеран из потомков немцев, ну и незначительное количество туристов из Германии -




И все же, несмотря ни на что, место удивительное -


...и грустное -










А я еду назад, в Волгоград! И опять на электричке с кондиционером, что необходимо про местных сорока градусах в тени -



Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить репортажи о новых путешествиях и других интересных вещах и событиях.