Кто и зачем мешает работе астраханского порта

В распоряжении ПУНКТ-А оказалось письмо, написанное коллективом судовых агентов и представителей судовладельцев Астрахани. Письмо обращено к представителям Министерства транспорта России.

С оригинальным текстом письма вы можете ознакомиться чуть ниже, а пока вкратце опишем вам проблему. Есть такое государственное бюджетное учреждение "Администрация морских портов Каспийского моря". У нее есть три подразделения: "Служба капитана морского порта Астрахань", "Служба капитана морского порта Оля" и "Служба капитана морского порта Махачкала". Астраханское подразделение находится в районе "десятки" по адресу ул. Капитана Краснова, дом 31, и ведает акваторией Волги в Астрахани. Ведомство это для журналистов, надо отметить, довольно закрытое. Несмотря на значимость их работы, публикаций в СМИ про морской порт Астрахань вы почти не найдете.  И вот теперь оказалось, что более 20 судовладельцев и их представителей написали жалобу на администрацию порта. И не куда-нибудь, а сразу в Минтранс РФ. Суть претензий сводится к тому, что руководство порта чинит всяческие административные препоны компаниям, которые пытаются в этом порту работать и обслуживать суда. В итоге время простоя судов в порту увеличивается, престиж порта, соответственно - снижается. ПУНКТ-А разбирался, кому, и зачем это понадобилось.

Письмо изначально попало нам в руки именно в таком виде: скриншот экрана компьютера, ни подписей, ни печатей, в верхнем левом углу виден курсор. Не удивительно, что у нас возникли сомнения в его подлинности. Мало ли кто и от чьего имени решил писать? И мы начали проверять информацию. Оказалось, никакого официального сообщества судовых агентов (наподобие кооператива или профсоюза) в Астрахани нет, так что подпись носит скорее неформальный характер. Но вот описанные в письме проблемы оказались вполне реальны. Мы обзвонили несколько крюинговых компаний, и их руководители нам подтвердили, что администрация порта действительно всячески вставляет всем палки в колеса. Но вот ссылаться на их фамилии они нам запретили и вообще сказали, что в написании письма не участвовали. 

Поэтому мы написали два запроса. Один - в администрацию порта с просьбой разъяснить ситуацию, а второй - по указанному в письме адресу обратной связи. Первые пока ничего не ответили, а вот судовые агенты вышли на связь и рассказали, как обстоят дела в акватории морского порта Астрахани. 

Всего в составлении письма, по нашим данным, участвовали около 20 судовых агентов. Здесь, наверное, стоит сделать лирическое отступление и рассказать, что это за люди и почему их работа так важна для региона. 

Судовой агент - уполномоченный представитель судна. Агента нанимает судовладелец, чтобы тот представлял его интересы в чужом (не в порту приписки судна) порту. Агент является прямым посредником при взаимодействии судна с портовыми службами и государственными органами, начиная с подхода судна и до его окончательного выхода за границы порта.

"Ну и что?" - спросите вы. 20 предпринимателей что-то не поделили с администрацией порта и могут потерять работу. "- Нам-то какое до этого дело?" Оказалось, не все так просто. Работы могут лишиться не только эти 20 человек, но и огромное количество обслуживающего суда персонала: судоремонтники, снабженцы, крюинговые агентства и прочие, и прочие. Речь идет о сотнях людей, чья занятость напрямую зависит от количества проходов судов через порт "Астрахань". Вот, что рассказал наш собеседник, судовой агент (он попросил не называть его имени):

Их служба и опасна, и трудна

«По большому счету уничтожать всё они начала года три-четыре назад. Целенаправленно. Вот говорит президент, что надо развивать направление Север-Юг, а на местах идет откровенный саботаж. Начиная от администрации порта и заканчивая погранслужбой. Казалось бы а) это их обязанность б) заинтересованность, потому что это и экономическое развитие, и безопасность страны, и прочее. На самом деле такого нет и в помине. Последней каплей, например, для меня стало, когда на одном из совещаний в марте один высокопоставленный чин пограничной службы мне сказал: "я здесь поставлен для того, чтобы вставлять вам палки в колеса"».

Подтверждает эту информацию и еще один агент Денис Доценко:

«Представитель погранслужбы на этом совещании открыто заявил: "Чем больше от вас будет поступать жалоб в мою сторону и в сторону моих сотрудников — тем лучше я работаю. В противном случае, если у вас все хорошо с моими сотрудниками, то у вас сговор и коррупционная составляющая". То есть они работают по такому принципу: чем тяжелее нам работается — тем им лучше».

В среднем один день простоя судна в порту обходится судовладельцу от $4 000 до $8 000. Как правило, суток достаточно, чтобы полностью обслужить судно: заправить, погрузить провизию, сделать мелкий ремонт и так далее. В эти сроки укладываются суда в портах Ростова, Новороссийска, Санкт-Петербурга. Но не Астрахани: у нас пароходы, по словам агентов, задерживают на 6-7 суток.

«Началось всё, когда погранслужба уменьшила количество одновременно оформляемых судов с двух до одного. Это было три года назад. Если до этого пропускная способность составляла 24 судна в сутки, то после упала до 12-ти, а то и 8-10. На вопрос, с чем это связано, ответ был «У меня нехватка личного состава». Но почему это должно сказываться на нас? Есть технологическая схема, согласно которой два оформления одновременно не только допускаются, а даже должны быть. Но они считают, что это наши проблемы. И не только они. Таможенная служба, администрация порта Астрахань на наши вопросы отвечают: "это ваши личные проблемы, как хотите, так и решайте"». 

Увеличил время оформления судна и перенос таможенного поста из центра Астрахани в район АЦКК. Агенты вынуждены ездить по всем инстанциям и лично возить документы (электронный документооборот в этой сфере пока всем только снится). 

«Если раньше мы собирали всех: таможенников, погранцов, врачей, везли на пароход, где они оформляли все документы, и потом мы их развозили по местам, то теперь часть оформляет документы с выездом на место, часть - без выезда. Ни в одном другом городе такого нет. Теряется огромное количество времени на сбор всех документов».

Но основная проблема, как вы понимаете, не в том, что нескольким агентам приходится больше тратиться на бензин. А в том, что пару раз переплатив за несколько суток простоя, многие судовладельцы стали отказываться от захода в порт "Астрахань". А следовательно и огромное количество обслуживающих суда астраханских компаний скоро могут остаться не у дел. Не говоря уже о потерях бюджета: порт государственный, и все эти деньги идут напрямую в копилку региона.

Она прошла как Бригантина по волнам

О какой Бригантине идет речь в письме? "Бригантина" - название причала, оставшегося еще с советского времени и расположенного в районе "десятки". Он оказался самым удобным как в плане расположения, так и в плане оснащения. Именно "Бригантиной" все судовладельцы до недавнего времени и пользовались.

«Этот причал полностью оборудованный, есть причальная стенка трехуровневая, больше в городе такой нет, есть все необходимые приспособления для безопасной швартовки, и прочее», - поясняет Денис Доценко. 

Но кому-то "Бригантина" помешала. Жители соседнего дома пожаловались в прокуратуру, что на причале по ночам кто-то шумит и пьет пиво. Не долго думая, администрация порта "Бригантину" закрыла. 

Теперь кораблям приходится швартоваться где придется.

«Причал Бригантины являлся такой артерией, необходимой для судоходства. Оттуда грузилось снабжение. Оттуда грузились ремонтные бригады. Оттуда менялся экипаж, грузили продукты питания. Другие причалы есть, но они коммерческие, если мы туда перейдем - пойдут колоссальные убытки. А порт никаких убытков не несет. Он государственный, они там все сидят на зарплате, им хоть один пароход в месяц пройдет, хоть ни одного - все равно. Порт - это тысячи рабочих мест. Убивая порт, убивая судоходство они просто лишают людей работы. Причем по стране по всей идет прирост работоспособности портов. Единственный астраханский порт в минусе».

Впрочем, последнее заявление - эмоциональное преувеличение. Мы подняли статистику заходов судов в три порта: "Астрахань", "Оля" и "Махачкала". "Астрахань" среди них как был, так и остается самым востребованным. Правда в этом году отмечается спад: более половины года позади, а количество заходов не дотягивает до 50% от показателей прошлого года. Хотя, кто знает, возможно к концу года все еще выровняется.

Ждем официальных комментариев от представителей администрации порта. Возможно, они смогут нам что-то прояснить.

Больше новостей на сайте "ПУНКТ-А" - https://punkt-a.info

Не забывайте подписываться на наш канал https://zen.yandex.ru/punkt-a.info