Четыре факта о детях в Древнем Риме: «Если будет девочка — выбрось ее!»

«Как определить, стоит ли воспитывать новорожденного»

Трактат с этим названием имел большую популярность в Древнем Риме. Действительно, стоит ли тратиться и прилагать усилия, если из ребенка все равно ничего хорошего не выйдет? Отношение к новорожденным было довольно циничным.

Осмотр детей в Спарте. Римские традиции были ничуть не мягче.
Осмотр детей в Спарте. Римские традиции были ничуть не мягче.

Если ребенок не нравился отцу, если у него были дефекты, или, младенец был девочкой, то глава семьи мог распорядиться оставить его у дороги или выбросить в реку. Не удивительно, что в мифологии, как древнегреческой, так и древнеримской, детей часто пытались умертвить, что является отражением существовавших тогда фактов.

Ромул и Рем.
Ромул и Рем.

Первенцу чаще всего везло, особенно если это был мальчик. Девочки, ценились меньше. Так сохранились указания некого Илиона жене (I в. до н. э.): «Если судьба будет к нам благосклонной, и ты родишь ребенка, то, если это будет мальчик, пускай живет, если же девочка, выбрось ее».

Кормилица-рабыня сделает ребенка дефективным?

Богатые римские женщины обычно не кормили грудью своих детей. Часто они передавали их кормилице, которая могла быть рабыней или освобожденной прислугой. Соранус, влиятельный автор работ по гинекологии второго века, писал, что молоко кормилицы может быть предпочтительней для ребенка в первые дни после рождения, на том основании, что мать могла быть слишком истощена. По его же мнению, через шесть месяцев ребенку можно было уже давать твердую пищу, такую как хлеб, пропитанный вином.

Мать, кормящая младенца. Барельеф.
Мать, кормящая младенца. Барельеф.

Тем не менее, многие римские врачи и философы были сторонниками материнского грудного вскармливания. Они настаивали на том, что рабыни-кормилицы могли передать ребенку рабские черты характера и нравственные дефекты. Они же полагали, что женщины, которые не кормили своих детей - были ленивыми, тщеславными и неестественными матерями, которые только заботились о своих фигурах.

Римская версия куклы Барби

Детство проходило быстро для римских девочек. Закон говорил, что они могут вступать в брак в возрасте от 12 лет. Накануне свадьбы девочки, как и следовало ожидать, должны были оставить свои детские вещи, в том числе и игрушки.

В конце 19-го века был обнаружен саркофаг, принадлежащий девочке по имени Креперия Трифана (Crepereia Tryphaena) , которая жила во втором веке в Риме. Среди ее погребальных вещей была кукла из слоновой кости с подвижными ногами и руками, похожая на те, с которыми играют маленькие девочки сегодня. Кукла была даже с коробкой для одежды и украшений, чтобы можно было одеть и нарядить ее. Но в отличие от современной Барби, у куклы Креперии были широкие детские бедра и округлый живот. Игрушка была похоронена вместе с девочкой, поскольку она так и не достигла брачного возраста.

Кукла, найденная в гробнице.
Кукла, найденная в гробнице.

Мать не имела прав на собственных детей

В отличие от сегодняшнего дня, не было никакой юридической процедуры для развода. Брак был фактически закончен, если муж, или, что более необычно, жена, сообщали об этом. Отцы могли также инициировать развод от имени своих дочерей, если они сохраняли юридическую опеку над своими чадам, даже после их брака. Это соглашение позволяло семье невесты вернуть все приданое, которое она принесла в семью мужа. Однако мужья иногда пытались использовать легальную лазейку, заявив, что их жены были неверными.

Но дети всегда оставались с отцом. Римская правовая система благоприятствовала супругу, а не жене в случае развода. Фактически, у римской женщины не было никаких законных прав на своих собственных детей. Иногда, если это было удобно для отца, дети могли жить со своими матерями после развода, но распоряжаться их дальнейшей судьбой мог только отец.

Связанные темы: Бедные крошки. Дети Средневековья

Если Вам понравилась статья - подпишитесь на наш канал! Будьте добры, нажмите лайк! Мы будем бесконечно рады любому поощрению наших авторов!