Последняя страшная работа Тициана: свежевание Марсия

11.08.2018

Одна из самых кровавых мифологических историй Древней Греции об Апполоне и Марсии легла в основу последний картины Тициана. «Наказание Марсия» - полотно, которое разительно отличается от ранних работ живописца. Предпочитая сюжеты, воспевавшие красоту и жизнелюбие, Тициан не насыщал их философской духовностью. Эта же работа, подводит итог жизненного пути творца и служит притчей о гордости и судьбе творца.

Тициан. «Наказание Марсия»
Тициан. «Наказание Марсия»

Смертельное состязание

В центре полотна сатир Марсий, который, поддавшись своему честолюбию, бросил вызов богам. Подобрав флейту, изготовленную, но выброшенную Афиной, пастух в совершенстве освоил игру на музыкальном инструменте и решил посостязаться с Апполоном. Судьей на состязании, по одной версии, выступил фригийский царь Мидас, по другой – мастерство исполнителей оценивали Музы, но и в том и в другом случае победу одержал Марсий. Однако Апполон своим прекрасным пением решил судьбу турнира и победил.

По правиласм спора, победитель мог сделать с побежденным что угодно. Апполон решает освежевать Марсия живьем. На полотне Тициана Апполон находится слева от подвешенного за ноги Марсия, и держит в руке нож, которым сдирает кожу с зазнавшегося музыканта.

На лице Марсия зритель не увидит много эмоций. Кажется, он покорно принимает свою участь. Лишь язык его тела говорит об обратном. Проблеском надежды на полотне является юноша, находящийся немного вдалеке и играющий на скрипке. Своей музыкой он пытается разжалобить Апполона, тем самым прекратить страдания сатира. Закинув лицо вверх, юноша показывает, что ему претит все происходящее. Но казнь уже не остановить.

Особое место в интерпретации картины занимают собаки. В большинстве культур псы – олицетворяют дружбу и выступают защитниками человека. Но Тициан отдает этим животным совершенно иную роль. Одна из них сидит вдалеке и безразлично смотрит на разворачивающуюся трагедию, другая – пьет кровь, вытекающую из раны Марсия. Эти образы придают работе художника еще больший оттенок отчаяния и безысходности.

Не менее интересен и человек, изображенный справа от Марсия. В его чертах искусствоведы увидели сходство с древнегреческим царем Мидасом, в котором воплотился сам автор картины – Тициан. На картине «Наказание Марсия» властитель - задумчивый пожилой мужчина, передающий настроение итогового периода жизни автора.

Алхимия живописи Тициана

Один из самых популярных итальянских художников 16 века – Тициан был любимым творцом короля Карла V. Живописец умел настолько мастерски использовать всего три оттенка, что современники называли его «чародеем цвета». Множество заказов позволяли Тициану жить в роскоши, а дворяне готовы были платить, даже если работу выполняли подмастерья, а художник лишь озвучивал идею.

Итог жизни в одной картине

На первый взгляд такой не связанный с жизнью Тициана сюжет полотна «Наказание Марсия», на самом деле является неким итогом жизни живописца. Он написал эту картину в возрасте около 90 лет. После смерти младшего сына, любимой дочери и отречения старшего сына, Тициан был совершенно одинок. В его любимой Венеции буйствовала чума, а многие работы были запрещены Инквизицией.

Как и многие творческие люди, художник чувствовал скорое приближение смерти. «Наказание Марсия» - это размышления о том, что творец всегда бросает вызов Богу. Соревноваться с Господом опасно. И расплата за это - вечная боль оголенной души и неминуемая смерть. Лишь память о самом вызове Божеству останется навсегда в последующих поколениях.

Если Вам понравилась статья - подпишитесь на наш канал! Будьте добры, нажмите лайк! Мы будем бесконечно рады любому поощрению наших авторов!